Из цикла «Мидраш рассказывает», темы: Недельная глава, Песах, Идолопоклонство, Пасхальный седер, Бо, Рош Ходеш, Мидраш рассказывает, Еврейский календарь, Фараон, Саранча, Моше Вейсман, Казни Египетские, Исход из Египта, Тьма египетская, Смерть первенцев
Ашем приказал Моше предупредить фараона о восьмой казни, которую Он собирался навести на Египет, и сказать ему: разве допустимо, чтобы человек, пригласивший гостя, заставлял его работать на себя? Однако после того, как ты пригласил в свою страну евреев в качестве гостей, ты добился, чтобы они служили тебе и в конце концов превратил их в рабов, жестоко притесняя их. Я клянусь, что ты испытаешь такую же горечь, как они, за то, что так постыдно изменил свое отношение к сынам Израиля!
Моше и Аарон выполнили повеление Ашема. Они предостерегли фараона, передав ему слова Ашема: если ты по-прежнему будешь отказываться отпустить народ Мой, то завтра Я наводню твои пределы саранчой. Она сожрет пшеницу и полбу, которые уцелели под градом. Саранча заполнит твои дома и дома твоих слуг и весь Египет. Это будет казнь, подобной которой не видели ни твои отцы, ни отцы твоих отцов!
Произнося это, Моше заметил, что слуги фараона переглядываются; на этот раз они, по-видимому, поверили его словам. Моше ушел на некоторое время, давая им возможность обсудить все между собой и раскаяться. «Будьте благоразумны, — советовали слуги фараону. — Сколько еще времени этот человек будет угрожать нам? Если Казнь саранчой поразит нас, мы неминуемо умрем с голоду. Отпустите всех евреев, чтобы они могли поклониться своему Б-гу, неужели вы не видите, что Египет в опасности?»
Выслушав предостережения, фараон отправил к Моше и Аарону гонца, чтобы вернуть их во дворец. Фараон сказал им: «Идите служить своему Б-гу! Кто те люди, которые пойдут с вами?» Моше ответил: «Мы пойдем с нашими сыновьями и дочерями, с нашими овцами и скотом. Как все мы служили тебе, так же все мы будем служить Ашему.» «Только мужчины совершают жертвоприношения, — возразил фараон. — Зачем вам нужны дети? Вы, должно быть, собираетесь бежать, и я не могу этого допустить. Неужели ты думаешь, что твой план забрать евреев в пустыню увенчается успехом? Я хороший астролог, и я вижу, что в пустыне над еврейским народом находится звезда Раа. Эта звезда проливает кровь. Вас всех ждет в пустыне жалкий конец!»
Когда сыны Израиля услышали слова фараона, их охватил страх.
Фараон был прав, предсказав, что звезда Раа символизирует для еврейского народа кровь. Но он не знал, что Ашем превратит Кровь Смерти в Кровь Брит милы,повелев сынам Израиля совершить обрезание перед тем, как войти в Эрец Исраэль.
Фараон предсказал судьбу народа Израиля по законам астрологии, которые представляют собой законы природы, но Ашем поднял судьбу народа Израиля над звездами и провел их через пустыню путем великих чудес.
Фараон приказал изгнать Моше и Аарона из дворца. Тогда Ашем велел Моше простереть руку, и сразу же подул сильный восточный ветер. Он продолжал дуть весь день и всю ночь. К концу ночи он принес в Египет тучи саранчи. Ашем задержал Казнь до конца ночи, надеясь, что египтяне еще передумают и раскаются.
Вид туч саранчи, опускающихся на Египет, не опечалил, а наоборот, обрадовал египтян. «Из этой саранчи можно будет сделать прекрасное кушанье! — радовались они. — Мы наполним ею бочки, посолим ее, а потом съедим!» Египтяне были счастливы, так как находились на грани голода. Не было мяса, потому что мор погубил их скот, а Казнь градом уничтожила все запасы плодов и овощей.
Саранча представляла собой необычное насекомое. Это были полчища чудо-насекомых, обладающих особыми органами, позволявшими им ранить и убивать египтян, зубы у них были как железные, рога напоминали воловьи, когти были как у льва, крылья как у орла, а спины извивались, как у змеи. Они бросались на египтян и когтями выцарапывали им глаза. Их слюна была смертельным ядом, и, как только она попадала на египтянина, он мгновенно умирал.
Саранча была ненасытна. Она не только жрала траву и деревья, но залетала в дома египтян и пожирала их драгоценности, одежду, вещи. Ее было столько, что небо потемнело, она покрыла всю землю и забила все колодцы. Она сожрала в Египте все, так что в конце Казни не осталось во всей стране ни листочка, ни травинки.
Почему египтян поразила эта Казнь?
Ашем наказывал их мера за меруза то, что они заставляли сынов Израиля засевать их поля. Теперь саранча пожирала то, что посеяли евреи. Кроме того, после Казни градом египтяне надеялись, что им удастся воспользоваться плодами, упавшими на землю, когда град поразил деревья. Поэтому Ашем послал саранчу, чтобы она уничтожила все съедобное, что было сброшено на землю градом.
Фараон поспешно вызвал Моше и Аарона и признал: «Я согрешил против Ашема, вашего Б-га, и против вас! Простите меня хотя бы в этот единственный раз и помолитесь Ашему, чтобы Он избавил меня от саранчи, иначе мы умрем с голоду!»
Когда Моше начал молиться, Ашем навел сильный западный ветер. В едином порыве он унес всю саранчу и сбросил ее в Ям Суф. Даже та саранча, которую египтянам удалось собрать и запихать в бочки, исчезла.
Но как только Казнь кончилась, Ашем сделал так, что сердце фараона ожесточилось и он отказался отпустить сынов Израиля.
Ашем приказал Моше: простри свою руку к Небесам и наведи тьму на землю египетскую, такую плотную тьму, что ее можно будет почувствовать!
Когда Моше простер руку, тьма окутала Египет и длилась шесть дней. Лишь шесть дней продолжалась Казнь, а не семь, как все предыдущие, потому что седьмой день Тьмы был оставлен на то время, когда египтяне будут преследовать сынов Израиля у Ям Суф, и Ашем наведет на них Тьму.
В первые три дня египтяне могли свободно передвигаться в темноте. Однако сколько бы свечей или факелов они ни зажигали, это не могло рассеять тьму, и они ничего не видели. В течение этих дней все грешники среди евреев умерли. Это были те, кто не верил в избавление, и те, кто накопил богатства или занял в Египте высокое положение и не хотел уходить. Ашем сказал: если Я поражу их при всех, то египтяне будут насмехаться — Казнь поражает евреев так же, как и нас. Ашем навел первые три дня Тьмы, чтобы евреи могли похоронить своих умерших незаметно для их врагов.
На четвертый день Тьма так сгустилась, что превратилась в плотную массу. Как только это произошло, египтяне уже не могли двигаться: тот, кто стоял, должен был оставаться в таком положении следующие три дня, а тот, кто сидел, не мог встать. Пока египтяне оставались неподвижными в сгустившейся тьме, они слышали чьи-то шаги, звуки открывающихся дверей, но египтяне не могли встать и выгнать непрошенных гостей. Этими гостями были сыны Израиля. Моше сказал им, что, покидая Египет, они должны попросить у своих соседей золото и серебро. Поэтому теперь евреи ходили в дома египтян, чтобы высмотреть у них все ценное и потом сказать им: «Дай мне то, что лежит у тебя в таком-то ящике». Ни один еврей, однако, во время Тьмы не взял даже самую малость из того, что ему не принадлежало.
Сыны Израиля могли видеть даже во тьме, потому что каждого еврея, куда бы он ни шел, сопровождало свечение.
Как ни странно, в этой кромешной тьме кое-что египтяне видели очень ясно: то, что происходило в земле Гошен! словно на экране, они видели изображения евреев, которые сидели вокруг столов, ели, пили, и ликовали. И эти картины делали египтян глубоко несчастными.
Почему они погружены во тьму, в то время как евреи пользуются светом? Египтяне были наказаны мера за меруза одно из их садистских развлечений. Египтянин, бывало, приказывал еврею: «Держи на голове горящую свечу, пока я ужинаю, но смотри, чтобы она стояла прямо! Одно движение, и я раскрою твою голову этим мечом!» И еврей вынужден был стоять неподвижно со свечой на голове, пока египтянин наслаждался своей трапезой. Теперь Ашем поменял их ролями, заставив египтян оставаться неподвижными, когда евреи наслаждались своим преимуществом. Кроме того, Тьма символизировала тот факт, что египтяне избрали жизнь в духовной тьме, тогда как сыны Израиля приняли Тору Ашема и мицвот,которые сравниваются со светом. Поэтому они заслужили и свет физический.
Фараон призвал Моше и Аарона и воскликнул: «Идите служить Ашему! Можете взять с собой своих маленьких детей, но оставьте свой скот в залог того, что вы вернетесь».
«Нет, — ответил Моше, — мы возьмем с собой весь наш скот, включая и тот, который находится в совместном владении евреев и египтян. Более того, вы дадите нам часть своего скота, потому что мы еще не знаем, сколько жертв Ашем попросит у нас для служения Ему». Фараон понял, что Моше повинуется только Ашему и не обращает внимания на его слова (хотя фараон утверждал, что он — царь вселенной). Он гневно закричал: «Уходите отсюда и бойтесь попасться мне снова, потому что в тот день, когда вы вернетесь, чтобы увидеть меня, вы умрете!»
«Хорошо сказано, — ответил Моше, — я действительно больше не вернусь сюда, чтобы увидеть тебя. Ашем сказал мне, что я никогда не приду, чтобы встретиться с тобой, это ты придешь, чтобы встретиться со мной!»
После того, как Моше объявил фараону, что он никогда не вернется, но еще не покинул дворца, Ашем явился Моше и велел предостеречь фараона о последней, десятой, Казни.
Это был единственный случай, когда Ашем явился Моше во дворце фараона, полном идолов. Он сделал это ради Моше, чтобы тот мог выполнить свое обещание не возвращаться к фараону.
«Я наведу на фараона еще одну Казнь, — предсказал Ашем Моше, — которая будет столь же разрушительна, как все остальные казни вместе взятые. После этой Казни он не только позволит вам уйти, но даже изгонит вас из страны.» Ашем описал Моше будущую Казнь, которой он поразит всех первенцев, а Моше передал Его слова фараону.
«Так говорит Ашем: “Примерно в полночь Я появлюсь в Египте, и Я поражу всякого первенца в Египте, начиная от принца, который должен стать преемником фараона, до самого низшего из египтян, первенца служанки у жернова, и даже первенца из скота. Поднимется такой стон и плач, которого не слышали раньше и не услышат в будущем”. Тогда все твои министры придут ко мне (Моше указал на министров, стоявших рядом с фараоном) — этот генерал, который сейчас около тебя, этот князь и вся твоя знать! Все они поклонятся мне и попросят нас уйти».
Хотя Моше знал, что даже сам фараон склонится пред ним, он воздержался от того, чтобы сказать об этом прямо, потому что Ашем приказал ему почтительно относиться к египетскому монарху.
«Эта Казнь не кажется такой уж страшной, — возразил фараон. Сколько всего в Египте первенцев? Может быть, несколько сот?» Но фараон ошибался. Он не сознавал, что погрязшие в пороке египетские женщины имели несколько первенцев от разных мужчин, а у каждого мужчины было несколько первенцев от разных женщин.
Старая египтянка начала издеваться над Моше: «Как может вопль после этой Казни быть таким ужасным, как ты предсказываешь? Возьми, например, меня. У меня больше нет отца и матери, которые могли бы погибнуть, мои братья и сестры уже умерли, и мой единственный сын умер. На меня эта казнь никак не повлияет. Ты лжепророк!»
«Твой вопль будет услышан раньше, чем вопль всех остальных», — пророчествовал Моше.
Первого числа месяца Нисана Ашем сказал Моше и Аарону: «Вы будете освобождены в месяце Нисане. Поэтому Нисан будет первым из всех месяцев в еврейском календаре!»
Рождение принца праздновалось по всей стране. Счастливый день был объявлен ежегодным национальным праздником. Когда принц вырос, он отправился в чужие страны и однажды был схвачен врагом. Его держали в заточении много лет, но в конце концов освободили. День его возвращения был радостным событием не только для его родителей, но и для населения всей страны, которое разделяло радость царя. Царь объявил, что день освобождения принца будет отмечаться в будущем как национальный праздник вместо его дня рождения.
Точно так же Тора считает Нисан, а не Тишри первым месяцем, хотя мир был сотворен в Тишри. Однако с освобождением из Египта начался новый этап в истории и поэтому Нисан заслуживает того, чтобы стать первым месяцем.
(Рамбан поясняет: В Торе сказано, что Нисан является первым месяцем календаря, потому что мы должны постоянно помнить о великом чуде исхода из Египта. Именно поэтому месяцы в Торе обозначаются по отношению к этому великому событию. Они называются: «первый месяц», «второй месяц» и так далее; их название не указывается. Точно так же мы называем дни недели: «первый от Шабата», «второй от Шабата» и т.д., чтобы постоянно помнить о Шабате (Рамбан Шмот 12: ).
Ашем сказал Моше: 2448 лет Я объявлял каждый новый месяц на Небесах, но теперь, когда вы стали народом, Я поручаю это вам.
\Царь тщательно охранял ключи от своего казначейства, не давая никому прикоснуться к ним. Но когда его сын достиг определенного возраста, царь передал ему ключи, сказав: «В дальнейшем ты будешь ответственным за них».
Точно так же со времен Творения до исхода из Египта Сам Ашем устанавливал начало каждого месяца. Когда сыны Израиля стали народом, Всевышний возложил на них ответственность за объявление начала нового месяца. Ашем объяснил Моше и Аарону, что начало нового месяца должен определять Бейт Дин, основываясь на показаниях двух свидетелей, которые видели появление новой луны. Если судей удовлетворяли их показания, они объявляли, что новый месяц начинается.
Однако Моше не мог ясно представить себе, как должна выглядеть луна, чтобы ее можно было назвать «новой луной», и попросил у Ашема объяснений. «Я покажу тебе всю церемонию», — ответил Ашем. Ашем как бы завернулся в талит, посадил Моше с одной стороны, а Аарона — с другой и позвал в свидетели ангелов Михаэля и Гавриэля. «В каком положении, по вашему мнению, находится луна, — спросил Ашем ангелов, — перед солнцем или за ним? К югу или к северу от него? Как она высока?» «Вот так же, — учил Ашем Моше и Аарона, — и Бейт Дин должен спрашивать свидетелей, чтобы объявить новый месяц. Как только Бейт Дин на земле принимает решение, объявляя, например: “сегодня Рош Ашана”, — Ясразу же соглашаюсь с этим решением. Я назначаю в этот день Мой Небесный Суд, чтобы судить мир. Если же Бейт Дин отменит свое решение и отложит Рош Ашанана один день, Я скажу ангелам-защитникам, ангелам-обвинителям и ангелам, выступающим свидетелями в день суда, чтобы они разошлись. Я соберу Небесный Суд снова на следуюший день и объявлю его Рош Ашана».
Как Бейт Дин проверял свидетелей, которые сообщали, что они видели новую луну? Все свидетели приходили в особый двор в Иерусалиме, где подавали прекрасные кушанья, чтобы люди стремились выступать в качестве свидетелей. Как опрашивали свидетелей? Сначала Судьи отводили в сторону более известного из двоих свидетелей. Они задавали ему множество уточняющих вопросов, таких как: «В каком положении ты видел новую луну?» Потом отдельно опрашивали второго свидетеля. Если их свидетельства совпадали, то объявлялся новый месяц. Если о новой луне свидетельствовали более двух свидетелей, то дополнительным свидетелям задавали некоторые общие вопросы (хотя достаточно и двух свидетелей), чтобы поощрить их предстать перед Бейт Дин в следующий раз.
Сначала Бейт Дин принимал свидетельство любого еврея, но когда Бейтусим (секта учеников Цадока и Бейтуса, которые отрицали Устную Традицию) попытались ввести Бейт Дин в заблуждение, в качестве свидетелей стали допускать только евреев, верных учению Мудрецов. Бейтусим хотели изменить день Рош Ходеша,потому что они были заинтересованы, чтобы первый день Песаха пришелся на Шабат, а день принесения омеравыпал на воскресенье. Они отрицали Устную Традицию, согласно которой жертвоприношение омерадолжно приходиться на день после Песаха, то есть на 16-е Нисана, а стих (Ваикра 23: 5)понимали буквально и считали, что жертвоприношение омерадолжно совершаться на следующий день после Шабата.
Вот как Мудрецам стало известно о планах Бейтусим:
Бейтусим наняли двух лжесвидетелей, одного из их секты и одного не из их секты. Один уже выступил со своим лжесвидетельством, и был вызван второй, которому задали вопрос: «В каком положении ты видел луну?» Он ответил насмешливо: «Я поднялся на склон Маале Адумим и увидел луну между двумя скалами, она имела форму теленка, а уши у нее были похожи на уши ягненка, рога у нее были как у оленя, а хвост был сзади. А если вы мне не поверите, то найдете 200 зузу меня под матрасом, которые мне дали за то, что я скажу вам все это!»
«Почему же ты согласился стать лжесвидетелем?» — спросили его судьи. «Я слышал, что Бейтусим собирались обмануть Бейт Дин, поэтому я согласился на их предложение, чтобы открыть вам их заговор. Ведь если бы я не согласился, они наняли бы другого свидетеля, который пришел бы и обманул вас!»
Бейт Дин сказал ему: «Деньги, которые ты получил от Бейтусим, оставь себе в качестве дара, а те, кто тебя нанял, будут подвергнуты порке». (Бейт Дин имел право конфисковать деньги. Поэтому судьи могли передать этому человеку деньги за то, что он раскрыл планы Бейтусим).
Первого Нисана Ашем дал Моше и Аарону дополнительные мицвот.
«Скажи сегодня сынам Израиля, — повелел Ашем, — что десятого Нисана глава каждой семьи должен взять агнца мужского пола, без порока, на первом году жизни. Он должен привязать его к своей кровати на четыре дня, чтобы осмотреть и определить, нет ли в нем порока и годится ли он для жертвы. Днем четырнадцатого Нисана кто-нибудь из каждого дома должен умертвить агнца в качестве пасхальной жертвы».
«Царь вселенной, — возразил Моше, — как я могу приказать сынам Израиля убить овцу, когда она служит египтянам идолом!»
«Я клянусь, что евреи не покинут страну, не убив прежде богов Египта и не доказав таким образом беспомощность богов других народов», — ответил Творец.
Принеся в жертву богов Египта, которым поклонялись и они сами, сыны Израиля искупят грехи идолопоклонства в Египте. Более того, вид египетских идолов, привязанных к их кроватям и беспомощно блеющих, и египтян, бессильных принять против них меры, укрепит их веру в Ашема.
Ашем дал Моше и Аарону точные указания о выполнении мицвыпасхальной жертвы. Он приказал: «После того как агнец будет зарезан, вы выпустите его кровь в чашу, обмакнете в нее пучок травы иссопа и смажете кровью косяки и притолоки домов, в которых будут есть жертву Песаха».
Почему Ашем повелел, чтобы евреи обмакнули в кровь именно иссоп? Иссоп — это самая низкая трава, и Всевышний давал понять сынам Израиля: «Хотя египтяне считают вас такими же низкими, как иссоп, в Моих глазах вы драгоценность».
Почему кровью нужно было смазать косяки и притолоки?
Притолока (которая выше косяка) символизировала Авраама, а два косяка — Ицхака и Яакова. Они указывали, что сыны Израиля будут спасены от Казни, поразившей первенцев, благодаря заслугам их патриархов, потому что их собственных заслуг было недостаточно.
Косяки символизируют наших патриархов, показывая, что как они неотделимы от двери, так и наши патриархи никогда не отдалялись от Ашема.
Ашем повелел: «Мясо агнца должно быть съедено вечером пятнадцатого Нисана. Его следует зажарить целиком на огне и съесть вместе с мацой и марором (горькими травами). Все мясо должно быть съедено до наступления утра, а если какая-то часть жертвы останется, то ее следует сжечь на утро второго дня (имеется в виду день после Йом Тов).Ты должен съесть его поспешно в завершение твоей трапезы, твои бедра должны быть опоясаны, обувь, надета, а посох должен быть в руке, — все должно быть готово к немедленному уходу из Египта.»
Вся пища, съедаемая в ночь Песаха, символически связана с нашими праотцами:
Агнец, зажариваемый на огне, — напоминание о спасении Авраама из горящей печи.
Маца — напоминание о Саре, которая пекла мацу для своих гостей, трех ангелов.
Марор приводит на память Яакова, которого преследовал его брат Эсав и чья жизнь была цепью несчастий.
Кроме того, горький марор символизирует египетское изгнание, во время которого египтяне омрачали жизнь евреев. (Шмот1: 4)
Почему Ашем повелел, чтобы агнец для Пасхальной жертвы был именно зажарен, а не сварен или испечен, и почему его следовало приготовить целиком? Причины, объясняющие такие указания, просты. Всемогущий хотел показать способом, не оставлявшим сомнений, что для пасхальной жертвы был зарезан агнец, а не какое-либо другое животное. Поэтому Он и приказал, чтобы его не варили и не пекли, потому что все это делается в закрытой посуде, тогда как жарят над открытым огнем, и жареная пища издает значительно более сильный запах, чем вареная. Агнца следовало зажарить целиком, чтобы показать всем присутствующим, что это овца. Кроме того, агнца нужно было зажарить на огне, символизирующем закон Торы, утверждающий, что идолы должны быть сожжены. Съесть агнца следовало только в завершение сытной трапезы, а не на голодный желудок, показывая презрение к египетскому идолу.
Ашем объяснил Моше и Аарону, что это жертвоприношение будет называться пасхальная жертва.Ашем минует (Песах означает минование) дома сынов Израиля, увидев кровь на их косяках и притолоках. Их первенцев он оставит в живых, когда поразит первенцев египтян.
Царь отправил своим сыновьям следующее послание: «Завтра Верховный суд проведет заседание, чтобы вынести смертные приговоры всем изменникам Короны. Я знаю, что и вы тоже имели дела с этими предателями. Поэтому я советую вам предстать завтра во время заседания суда и преподнести мне дар. Тогда судьи поймут, что вы на стороне Короны и не посмеют включить вас в список преступников!» Точно так же Ашем повелел сынам Израиля принести пасхальную жертву и смазать кровью косяки и притолоки, когда египтян будут наказывать. Ашему не нужен был этот знак, чтобы отличить дома египтян от домов евреев. Скорее, эта кровь служила свидетельством самих сынов Израиля, показывающим, что они публично отвергают египетское идолопоклонство и принадлежат к последователям Ашема. Сделав это, они доказали, что достойны спасения.
В дополнение к законам пасхальной жертвы, Ашем повелел, чтобы пятнадцатое Нисана праздновалось ежегодно во всех поколениях как Йом Тов Песах.Евреи должны будут убирать весь хамец(квасное тесто) из своих жилищ четырнадцатого Нисана и держать дома чистыми от хамецасемь дней. Евреям заповедано каждый год в вечер пятнадцатого Нисана съедать пасхальную жертву с мацой и марором в память об их спасении из Египта.
Моше передал сынам Израиля Б-жественные заповеди, относящиеся к пасхальной жертве. Послание он закончил словами: «Когда вы войдете в Эрец Исраэль,и ваши дети спросят вас о значении агнца, приносимого в жертву четырнадцатого Нисана, скажите: “Это жертва Песаха Ашему, который обошел наши дома в Египте и спас нас”».
Услышав это, сыны Израиля склонили головы и простерлись ниц в знак благодарности Творцу, потому что они поняли смысл послания: «Скоро они будут освобождены, войдут в Эрец Исраэль, и у них будет потомство».
Как и повелел Ашем, десятого Нисана глава каждой еврейской семьи привязал к своей кровати агнца. Когда египтяне увидели, что их богов собираются принести в жертву, они заплакали, потому что унижение, которому подвергались их боги, им было тяжелее перенести, чем все казни. Однако они не посмели протестовать. Все эти события происходили в Шабат. В память об этом великом Шабате, когда сыны Израиля открыто волокли богов египтян в свои дома, чтобы приготовить их к принесению в жертву, а египтяне не протестовали, мы называем Шабат перед Песахом Великий Шабат.
Четырнадцатого Нисана Ашем разъяснил Моше и Аарону условия, которые должны выполнять те, кто хочет попробовать пасхальную жертву:
Ее не может есть тот, кто отдалился от Ашема, будь то еврей, отвергший Тору, или язычник.
Ее не может есть нееврей, живущий в Эрец Исраэлъи соблюдающий Семь законов Ноаха, или нееврей, нанятый евреем.
Ее не может есть необрезанный.
Когда царь давал в честь самого себя пир, он наказывал слугам: «Пускайте во дворец только тех, кто носит мой особый знак!» Так же и Моше сказал сынам Израиля: только тот, кто несет на себе печать завета Авраама, брит милу,может попробовать пасхальную жертву.
Брит мила —это знак, свидетельствующий о том, что мы слуги Ашема.
Был один язычник, который обычно ездил в Иерусалим и ел пасхальную жертву, притворяясь евреем.
Однажды этот язычник приехал в город Нецивин в Бавеле и похвастался Р. Иеуде бен Бетера: «Ваша Тора утверждает, что ни один чужак или необрезанный не может есть пасхальную жертву, а я каждый год в Иерусалиме получаю самую лучшую часть жертвы»!
Р. Иеуда бен Бетера не имел законной власти, чтобы наказать этого человека в Бавеле, поэтому он ответил: «А тебе давали когда-нибудь жирный хвост ягненка?» «Никогда», — признался язычник. «Вот видишь, тебя лишили самого лучшего куска, — сказал Р. Иеуда. — Эту часть евреи оставляют себе. Когда ты в следующий раз будешь в Иерусалиме, попроси жирный хвост».
Когда язычник в следующий Песах отправился в Иерусалим, и ему, как обычно, дали кусок пасхальной жертвы, он воскликнул: «Я не хочу этот кусок, я хочу хвост!» «Это невозможно! — ответил один из тех, кто делил мясо, — как мы можем сделать такое?» «Р. Иеуда бен Бетера сказал мне, что вы прячете от меня самую лучшую часть. Я плачу столько же, сколько и вы!»
Евреи, слышавшие эту просьбу, были ошеломлены; все, кто изучает Тору, знают, что хвост нельзя есть и что он приносится в жертву Всемогущему на алтаре (Ваикра3: ). Поскольку это странное требование вызвало подозрение, евреи стали узнавать, кто этот человек и вскоре выяснили, что он язычник. После этого Бейт дин казнил его.
Вот так, благодаря хитроумному совету Р. Иеуды бен Бетеры, преступник был осужден. Бейт дин отправил Р. Иеуде послание, в котором говорилось: «Мир тебе, Р. Иеуда бен Бетера, живущий в Нецивине, твои сети расставлены до самого Иерусалима!»
Римский император Антоний спросил своего друга Р. Иеуду Анаси: «Получу ли я долю Ле-виатана в мире грядущем?» Его вопрос означал: «Получат ли праведники из других народов свою долю в будущем мире?»
Р. Иеуда Анаси ответил утвердительно. «Как же это может быть? — удивился Антоний. — Я знаю, что мне не разрешается пробовать вашу ежегодную пасхальную жертву. А если так, то почему мне будет позволено попробовать мяса Левиатана, которое, конечно, еще более свято?» «Что касается пасхальной жертвы, я ничем не могу тебе помочь, — ответил Р. Иеуда Анаси. — Даже самый великий праведник не может ее попробовать, если он не обрезан, потому что в Торе ясно сказано, что ее может есть только тот, у кого сделана брит мила».
Когда Антонию стало известно о величии мицвы милы,он сделал себе обрезание и принял еврейство (стал гером).Он будет во главе всех праведных геров,которые получат награду в будущем.
Ашем объяснил Моше и Аарону, что те, кто будут вместе есть пасхальную жертву, должны собраться еще до того, как будет принесена жертва. Постороннему не разрешается присоединяться к этой группе, когда агнец уже умертвлен.
Ни одну кость пасхальной жертвы не разрешается ломать. После трапезы евреи должны разбросать невредимые кости по рыночным площадям на виду у всех египтян.
Когда Моше приказал сынам Израиля совершить обрезание, чтобы иметь возможность попробовать пасхальную жертву, многие колебались. Поэтому Ашем повелел Моше немедленно зажарить свою пасхальную жертву. Всемогущий собрал ветры райского сада, чтобы они овеяли эту жертву и рассеяли ее аромат по всему Египту. Дразнящий запах был таким всепроникающим, что сыны Израиля устремились к Моше, прося его: «Позволь нам попробовать твою пасхальную жертву!» Но Ашем повелел Моше и Аарону разрешить есть только обрезанным. И все сыны Израиля, без исключения, сразу же согласились на брит ми-лу.Их обрезали Моше и Иеошуа. Многие египтяне (известные под именем зрев рае)тоже совершили брит милуи приняли еврейство, чтобы есть пасхальную жертву.
Теперь у сынов Израиля было две мицвот,благодаря которым они стали достойны избавления — кровь пасхальной жертвы и кровь брит милы, —каждая из которых свидетельствовала об их преданности Ашему.
В полночь пятнадцатого Нисана Ашем навестил все еврейские дома. Он целовал каждого сына Израиля, благословляя за принесение пасхальной жертвы и совершение брит милы.
Слова о том, что Всемогущий целовал сынов Израиля не следует понимать буквально.
Благодаря брит милеевреи достигли более высокого уровня святости и близости к Шехине.
Когда первенцы в Египте услышали предостережения Моше о казни, в которой они должны были погибнуть, они стали умолять своих отцов: «Пожалуйста, отпустите евреев! Раньше случалось все, что предсказывал Моше, и мы не хотим умирать!» Отцы отвечали: «У каждого мужчины есть десять сыновей. Лучше пожертвовать одним сыном, чем отпустить евреев!»
Видя, что их отцы безжалостны, первенцы решили обратиться к фараону. Они рассуждали так: «Фараон поймет нас, потому что он сам первенец». Они умоляли фараона: «Дай евреям свободу! Почему все мы должны погибнуть, да и ты тоже?»
«Выгоните этих людей из дворца! — гневно приказал фараон слугам. — Мы все должны быть готовы пожертвовать своей жизнью, чтобы не дать евреям уйти!»
Первенцы вернулись домой, но еще до полуночи они учинили в стране дикое опустошение, убивая своих отцов и всех, кто попадался им на пути. Чтобы спастись от Казни, они предпринимали всяческие предосторожности. Некоторые родители скрывали их в храмах идолов, в которых, как им казалось, они будут в безопасности. Многие первенцы бежали в землю Гошен, чтобы уснуть в тех же кроватях, что и сыны Израиля.
Когда наступила полночь, слова Ашема сбылись. Всемогущий сошел на Египет в сопровождении множества Ангелов Уничтожения. Сам Ашем убивал первенцев, а Ангелы Уничтожения поражали первенцев, находившихся в чреве матерей.
Погибли все первенцы мужского и женского пола: благородные дети фараона и дети египетских узников, обращенных в рабство, которые злобно говорили: «Мы лучше останемся узниками на всю жизнь, чем будем свидетелями освобождения евреев». Ашем поразил также первенцев всех животных, потому что египтяне поклонялись им.
Египетские первенцы, скрывавшиеся в храмах идолов, были поражены вместе с их богами: деревянные идолы сгнили, каменные — рассыпались, а золотые и серебряные изображения расплавились. Ни один идол не сохранился, кроме идола Баал Цефона, который остался, чтобы египтяне смогли приписать ему силу и могущество.
В семьях, где не было первенцев, был поражен старший в доме, а если первенцы умерли до Казни, собаки вытаскивали их трупы из земли, терзали их и разрушали памятники, поставленные в их честь.
Старуха, которая насмехалась над пророчеством Моше, была поражена первой. Собаки выкопали и разрушили статую ее первенца, которой она дорожила больше жизни, и она была безутешна. Разрушение статуй произвело на египтян еще большее впечатление, чем смерть их первенцев, а вид опрокидываемых идолов, которые разваливались у них на глазах, поверг их в глубочайшую печаль.
Дворец фараона стал местом катастрофы. Почти все его сыновья погибли, как и сыновья его слуг. Фараон, чей рассудок помутился от ярости, схватил меч и казнил всех, кто советовал ему ослушаться Моше. Это была третья резня грешников в эту ночь возмездия:
Первенцы убивали своих отцов и всех, кто попадался им под руку.
Ашем в полночь поразил первенцев.
Фараон перебил всех своих советников.
После этой Казни толпа египтян ворвалась во дворец, чтобы отомстить фараону и убить его, и ему пришлось скрываться. Фараону удалось спастись, потому что Ашем сохранил ему жизнь, чтобы он остался свидетелем всех Его чудес.
Почему Казнь первенцев произошла ночью, а не днем? Ашем наказывал египтян мера за меруза то, что они изменили естественный ход вещей. Они приказали сынам Израиля выполнять днем работу, которую обычно делают ночью, и, наоборот, а также евреям-мужчинам выполнять работу, которую обычно делают женщины, а женщинам была поручена работа, обычно выполняемая мужчинами. Поэтому Ашем тоже изменил естественный порядок вещей и наказал египтян среди ночи.
Египтяне заслужили, чтобы их первенцы были убиты в наказание за их попытки уничтожить сынов Израиля, которых называют «Перворожденные сыны Ашема» (Шмот4: ). Ашем, тем не менее, ждал до самого конца, прежде чем Он навел эту ужасную казнь на египтян. Он надеялся, что они раскаются, как только их заставят страдать и будет поражено их имущество и скот, и поэтому казнь, которая угрожала их жизни, не понадобится.
Порядок, который установил Ашем для наведения Казней, напоминал тактику царя, который хочет начать войну, чтобы покорить врага.
Кровь:При покорении вражеской страны первое, что делают наступающие, — перекрывают источники воды. Поэтому Ашем превратил воду египтян в жидкость, не пригодную для питья.
Жабы:Нападающий старается внести панику в ряды врага, используя барабанщиков, трубачей, топот лошадей и грохот повозок. Точно так же Ашем навел жаб, чье кваканье приводило египтян в ужас.
Насекомые:Наступающие вводят в бой лучников, которые выпускают тучи стрел. Точно так же Ашем навел насекомых, которые атаковали египтян как стрелы.
Дикие звери: Нападающий призывает присоединиться к нему своих иностранных союзников. Так же и Ашем собрал всевозможных хищных зверей из пустыни, чтобы напустить их на египтян.
Мор: Когда нападающий приближается к вражескому лагерю, он посылает впереди себя всадников, чтобы уничтожить боевых животных противника.
Язвы: Приближаясь к лагерю противника, завоеватель стремится уничтожить армию врага, поэтому Ашем поразил тела египтян язвами.
Град: Завоеватель начинает обстреливать стены города, чтобы их разрушить.
Саранча: Наступающий собирает свое войско, чтобы захватить город. Поэтому саранча уничтожила то, что уцелело после града.
Тьма: Когда победитель овладевает городом, он берет врагов в плен и отправляет их в темницу.
Поражение первенцев: Завоеватель казнит командиров и генералов побежденной армии.
Ашем навел на египтян Десять Казней, чтобы наказать фараона, отрицавшего существование Творца вселенной, которая была создана Десятью Речениями. Кроме того, сыны Израиля были достойны того, чтобы на их врагов навели десять Казней, потому что их праотец Авраам успешно выдержал Десять Испытаний. Казни исходили из разных источников: из воды, из земли, с неба, чтобы показать, что Ашем — Владыка вселенной.
Фараон подумал: «Моше еще ни разу мне не солгал, а он сказал, что никогда ко мне не вернется. Поэтому я должен пойти к нему.»
Темной ночью фараон покинул дворец и отправился в землю Гошен. Прибыв туда, он спросил: «Где дом Моше и Аарона?» Еврейские мальчики узнали египетского фараона и насмешливо закричали: «Дом Моше здесь!»
«Нет, на следующей улице», — закричали другие. Фараон сбился с дороги и бродил по улицам, пока, наконец, не нашел нужный дом. Он постучал.
«Кто здесь?» — спросил Моше.
«Несчастный, униженный фараон,» — ответил дрожащий голос.
«Зачем ты пришел сюда? Фараоны обычно не стучат в двери среди ночи!»
«Мне нужно поговорить с тобой. Выйди, пожалуйста!»
Моше и Аарон, как и все евреи, ели пасхальную жертву и возносили хвалу Всемогущему.
«Я не могу выйти, — ответил Моше, — Ашем запретил нам выходить из домов до утра!»
«Моше, мой дорогой друг, ну тогда хоть выслушай меня через окно!» — попросил фараон.
Моше выглянул в окно, а фараон упал перед ним на колени и стал умолять: «Я прошу тебя, немедленно уходи из страны и возьми с собой всех!»
«Ашем повелел нам оставаться в своих домах до утра, — повторил Моше. — Разве мы грабители, которые скрываются под покровом ночи?»
«Мне бы хотелось, чтобы вы ушли немедленно. Я дам вам столько своего скота и слуг, сколько вам будет угодно, — настаивал фараон».
«Почему вдруг такая поспешность?» — спросил Моше.
«Я сам первенец, — признался фараон, — и я боюсь, что меня настигнет смерть, если вы будете оставаться здесь».
«Не бойся! Ашем сохранит тебе жизнь, чтобы ты был свидетелем всех Его кар!»
Батья, дочь фараона, сопровождала отца в его поисках Моше. Она упрекнула Моше: «Так вот твоя благодарность за то, что я тебя вырастила? Почему ты принес столько несчастий дому моего отца?»
«Но разве хоть одна из Казней причинила тебе вред? — спросил ее Моше».
«Нет, — признала Батья, — ни одна из них меня не коснулась».
«Раз ты перворожденная дочь, то ты тоже должна была умереть во время Казни Первенцев, — сказал Моше, — но ты была спасена благодаря моей молитве.»
«Но как же мне вынести страдания семьи моего отца, свидетелем которых я стала?» — спросила она.
«Они наказаны за то, что не послушались Ашема», — ответил Моше.
«Что же мне делать, чтобы прекратить эту Казнь?»
— спросил фараон.
«Просто объяви, как можно громче, что сыны Израиля свободны», — сказал Моше.
И фараон, возвысив голос, объявил: «Слушай меня, еврейский народ! Вы все можете уйти. До сих пор вы были слугами фараона, отныне вы слуги Ашема!»
Произошло чудо, и голос фараона так усилился, что объявление об освобождении евреев прозвучало по всему Египту.
Но фараон все еще был неудовлетворен. Он ходил из дома в дом, говоря каждому еврею: до свидания, иди с миром!
Было утро пятнадцатого Нисана 2448 года. Земля египетская была полна мертвых и умирающих. Не все перворожденные умерли сразу. Каждого перворожденного Всемогущий судил в отдельности. Одни погибли сразу, другие продолжали угасать в агонии до утра, а некоторые мучились три дня и только потом скончались. В каждом доме в Египте было по пять-десять больных, потому что, кроме перворожденных, Ашем поразил всех нечестивых египтян, противившихся освобождению сынов Израиля. Однако египтяне не остались со своими мертвецами. Они все устремились в Гошен со скотом и повозками, умоляя евреев уйти, так как думали: «Мы все вскоре погибнем.»
Перед уходом евреи попросили у своих египетских соседей золото, серебро и одежду, потому что помнили наставление Моше. Моше передал им то, что сказал ему Ашем: «Будь добр, скажи народу, что каждый еврей должен попросить у своего египетского соседа золото, серебро и сосуды. Таким образом будет выполнено обещание, которое Я дал их праотцу Аврааму, что они выйдут из Египта с огромными богатствами».
Почему Ашем выразил свое повеление Моше в форме такой просьбы?
Ответ на этот вопрос становится более ясным из притчи:
Человек провел много лет в ужасных условиях в трудовом лагере. Наконец ему сказали: «Завтра ты будешь освобожден! При освобождении ты получишь целое состояние!» «Вы думаете, что мне нужны деньги? — спросил человек. — Дайте мне лишь возможность ощутить тот момент, когда меня освободят из этого места, я буду счастлив и уйду без копейки».
Вот так и Ашем опасался, что сыны Израиля, получив свободу, поспешат уйти и забудут потребовать у египтян деньги. Поэтому перед тем, как освободить их, Он специально попросил, чтобы его повеление было выполнено.
Сначала египтяне пытались отрицать, что у них есть какое-либо ценное имущество. Однако евреи указали им точное расположение, вид и количество ценностей, ведь они внимательно обыскали дома египтян в дни Тьмы. Тогда египтяне отдали им не только то, что они просили, но сказали: «Возьмите вдвое больше, только уходите!»
Сыны Израиля лишили египтян их богатств. Все деньги, полученные евреями, принадлежали им по праву, потому что они оставили свое имущество в Египте. Кроме того, двести десять лет они были рабами и работали бесплатно. То, что египтяне вынуждены были отдать свои богатства евреям, было частью наказания, выпавшего на их долю.
Главный повар царского дворца получил значительную сумму денег, чтобы купить рыбу для царского обеда. Он вернулся с дурно пахнущей рыбой, на которую истратил все деньги. Когда царь услышал об этом, он сказал: «Ты будешь наказан за свою нерасторопность. Выбирай, ты можешь съесть эту рыбу, заплатить за нее, или ты получишь сто ударов кнута!» «Дайте мне съесть эту рыбу», — ответил повар. Он начал жевать ее, но вскоре почувствовал такое отвращение, что не смог продолжать. «Лучше пусть меня побьют», — сказал он. Царские солдаты начали его пороть. Когда повар почувствовал, как на его тело обрушиваются удары кнута, он закричал от боли. «Прекратите! Я лучше заплачу!» Вот так он оплатил всю стоимость рыбы, после того как попробовал ее, а также испытал на себе удары кнута. Точно так же фараон и египтяне дорого заплатили за свои преступления против сынов Израиля. Сначала они были наказаны страшными казнями, а потом вынуждены были отдать евреям все свое богатство.
Каждый еврей, вышедший из Египта, взял с собой девяносто ослов, нагруженных золотом, серебром и жемчугом. Этого количества ценностей было достаточно, чтобы каждый мог построить Мишкан.
Пока сыны Израиля исполняли мицвувывоза из Египта богатств, Моше был занят выполнением другой мицвы.Он должен был вывезти из Египта гроб Йосефа, чтобы захоронить его в Эрец Исраэль(как обещали сделать сыновья Иосефа). Моше искал гроб Иосефа, но поиски были напрасны. Наконец, Моше нашел Серах бат Ашер, старуху, которая помнила времена смерти Иосефа. Она привела Моше на берег Нила и, указав на реку, сказала: «Маги фараона поместили тело Иосефа в металлический гроб и утопили его в Ниле!»
Маги фараона похоронили Иосефа в Ниле, потому что хотели навсегда удержать евреев в Египте. Они сказали фараону: «Евреи обещали Йосефу похоронить его в Эрец Исраэль.Если его гроб будет спрятан, и они не смогут его найти, евреи никогда не уйдут». Кроме того, астрологи верили, что воды Нила будут благословенны, пока в них покоятся останки Иосефа.
Моше, стоя у берега Нила, воззвал: «Йосеф, Йосеф! Настало время Ашему выполнить Его клятву — освободить сынов Израиля, и поэтому настало время выполнить нашу клятву, данную тебе. Если ты поднимешься, мы возьмем твой гроб, если же нет, мы свободны от нашей клятвы!»
Моше бросил в Нил металлическую пластину, на которой было выгравировано Б-жественное Имя. И тут же гроб всплыл.
Существуют различные версии. Согласно одной, Моше разрезал серебряный кубок Йосефа на четыре части, выгравировав на каждой части изображения льва, вола, орла и человека. Сначала Моше бросил в Нил часть кубка с изображением вола и воскликнул: «Йосеф, поднимись», но гроб не появился. То же самое произошло и с изображениями льва и орла. Только когда Моше бросил часть кубка с изображением человека и воскликнул: «Йосеф, Шехинаждет тебя», — гроб всплыл.
Согласно другой версии, изображение вола осталось у Моше в руках, и он отдал его женщине, которая позднее передала его для изготовления золотого тельца в пустыне. Когда часть кубка с изображением вола была брошена в огонь, появился телец.
Ясно, что эти версии нельзя интерпретировать поверхностно, они имеют глубокий духовный смысл.
То, что Моше заставил металлический гроб всплыть на поверхность реки, не должно удивлять нас. Спустя несколько поколений подобное смог сделать человек, уступавший Моше во всех отношениях, — пророк Элиша.
Ученики пророка Элиши пошли к Иордану, чтобы нарезать брусьев (построить новый Храм). Топор одного из учеников упал в реку. «Увы, учитель, — воскликнул он, обращаясь к Элише, — мой топор упал!»
Элиша спросил его: «Где он упал?» Ученик показал место в реке. Элиша срезал палку, бросил ее в Иордан, и железный топор всплыл. Ученик протянул руку и взял его.
Эта история рассказана в Танахе, чтобы мы осознали величие пророков. Элиша мог изменить законы природы. По его приказу дерево тонуло в воде, как камень, а железо всплывало, как дерево.
Моше подготовил гроб Йосефа для путешествия в Эрец Исраэлъ,были подготовлены также останки всех остальных сыновей Яакова, которые несли главы колен. Гробу Йосефа была оказана особая честь, его везли по пустыне рядом с ковчегом, где находились скрижали. Когда прохожие спрашивали: «Что это за ковчег, который сопровождает ковчег Шехины», —им отвечали: «В дни своей жизни тот, кто лежит там, выполнил все заповеди, написанные на скрижалях».
Как мы можем установить из Торы, что Йосеф выполнил все Десять Заповедей?
Он продемонстрировал веру в слова Творца: «Я Ашем, твой Б-г», сказав братьям: «Разве на месте Б-га Я?» (Берешит50: 9).
У него не было других богов, потому что он сказал: «Б-га я боюсь» (Берешит42: 8).
Он не произносил Имя Всевышнего попусту, потому что когда он давал ложную клятву, он клялся жизнью фараона, а не Именем Ашема. (Берешит42: 5).
Он соблюдал Шабат, приказав, чтобы трапезы Шабата приготовлялись заранее (Берешит43: 6).
Он чтил своего отца, выполнив его желание посетить своих братьев в Шхеме, несмотря на риск, которому подвергался (Берешит37: 3).
Он соблюдал запрещение убийства, не подчинившись требованию жены Потифара убить своего хозяина.
Он не совершил прелюбодеяния с женой Потифара.
Он избегал воровства и не украл ничего из того, что накопил в годы голода, а честно отдал все фараону.
Он не открыл своему отцу, что братья его продали. Если он не рассказал даже о том, что действительно произошло, потому что он считал, что об этом рассказывать не следует, то, конечно, он не лгал и не нарушал заповедь: не свидетельствовать ложно.
Он выполнял заповедь: «Не возжелай», — потому что он не возжелал жену Потифара.
В Торе мы находим, что Йосеф не нарушил запрещения ненавидеть своего брата (Ваикра19: 7), а также запрещения мстить и таить зависть (там же19: 8). Когда он открылся братьям, он не проявил к ним ненависти, а нашел для них слова любви и утешения. После смерти Яакова, когда братья заподозрили, что он им мстит, Йосеф заплакал из-за этого ложного подозрения и объяснил им, что не питал к ним враждебности и считал продажу его в Египет деянием Ашема. Он выполнял также мицвуподдерживать своих обедневших братьев (там же25: 5) и содержал свою семью в Египте. В ночь исхода из Египта Моше собрал брусья, которые Яаков принес в Египет, а также лес, который его сыновья посадили там для строительства Мишкана.
600 тысяч (минус один) евреев-мужчин от двадцати до шестидесяти лет покинули Египет средь бела дня в день пятнадцатого Нисана. Творец сказал: «Я включу Себя в это число, чтобы оно составило ровно 600 тысяч!»
К Сынам Израиля присоединились ерев рав,лучшие из египтян. Хотя Ашем советовал Моше не принимать их, Моше настаивал. Он спорил с Ашемом: «Эти люди были свидетелями Твоего величия в Египте. Если они будут сопровождать нас, то станут свидетелями и других чудес, и тогда они будут убеждены, что нет силы, кроме Тебя!»
Батья, дочь фараона, была среди тех, кто участвовал в исходе. Она вошла в Эрец Исраэль(как и все женщины того поколения, потому что только мужчины согрешили в пустыне и 124 из них умерли там) и, кроме того, была одной из десяти праведников, взятых живыми в райский сад.
Награда Батьи была столь же огромна, сколь огромно было ее самопожертвование в спасении жизни Моше вопреки закону ее отца. Она знала, что его указ был мотивирован глубокой ненавистью к сынам Израиля. Когда она спасала Моше и воспитывала его, она рисковала своей жизнью.
Как только наступило время избавления, сыны Израиля не задержались в Египте ни одной лишней минуты. Они ушли с величайшей поспешностью. Подгоняемые египтянами, они не успели приготовить пищу для путешествия и взяли с собой незаквасившееся тесто. Потом они сделали из этого теста мацу. Произошло чудо, потому что этой мацы хватило на тридцать дней, пока шестнадцатого Ияра не начал выпадать ман. Евреи тщательно завернули остатки своей пасхальной трапезы, состоявшей из мацы и марора, и возложили себе на плечи, потому что они так бережно относились к мицвеАшема, что не погрузили остатки трапезы на своих ослов.
Хотя сыны Израиля не знали, как они выживут в пустыне, все они, мужчины, женщины и дети, следовали за Моше с величайшей верой в то, что Ашем позаботится о них. Всемогущий в своей доброте сделал так, что исход произошел не в дождливое или холодное время, а в месяце Нисане, когда погода мягкая и приятная.
Сыны Израиля дошли до места своей стоянки, города Рамсес, очень быстро. Оттуда они, как на крыльях орла, перенеслись в город Сукот, затем отправились в город Эсам, который находился на краю пустыни.
В каждом поколении есть свои неверующие, скептики и насмешники, которые отрицают Провидение всеведущего Б-га и пытаются убедить нас, что не существует ни Награды, ни Наказания.
Всемогущий мог бы легко опровергнуть их утверждения, совершив чудеса, которые доказали бы Его существование и силу.
Но следует ли Творцу совершать космические катаклизмы, нарушающие законы природы, чтобы доказывать глупцам Свое существование?
Вместо этого Ашем предпочел показать Свое Провидение и могущество раз и навсегда, послав на Египет Казни и освободив наших предков. События, которые произошли во время исхода из Египта и перед ним, доказывают следующее:
Всевышний общается с великими людьми и назначает их Своими пророками, как это видно из того, что Ашем говорил с Моше и сообщал ему о следующих казнях.
Творец наказывает злодеев, как это видно из наказания египтян.
Всемогущий управляет делами мира, как это видно из освобождения порабощенных евреев.
Наш народ — свидетель всех перечисленных событий. Они не только были записаны в Торе и передавались из уст в уста от одного поколения к другому, но помимо этого Ашем повелел нам выполнять великое множество мицвот,чтобы исход из Египта и его чудеса всегда были свежи в нашей памяти.
Ашем повелел нам упоминать исход из Египта, когда мы читаем Шма (Дварим16: ).
Творец повелел, чтобы мы записали разделы, относящиеся к исходу из Египта на пергаментных свитках и укрепили их в качестве мезуз на наших дверях, а также поместили их в тфилин.
Всевышний заповедал нам праздновать Песах и Шавуот в каждом поколении в память об исходе из Египта, в дополнение к множеству других мицвот.
Следовательно, человек, купивший мезузу и укрепивший ее на своем дверном косяке, не просто купил свиток пергамента и прибил его к столбу, а совершил мицву,признавая, что Ашем — Творец. В Торе есть указание о суровом наказании — карет —того, кто ест в Песах хамец,потому что он этим отрицает веру в исход из Египта и, как следствие, во все основные положения Торы.
Тот, кто отрицает исход из Египта, тем самым отрицает Ашема и Его Тору. Тот, кто признает исход из Египта, признает истину Ашема и Его Торы.
Существует особая мицва— пересказывать историю исхода из Египта в вечер пятнадцатого Нисана, когда маца (которую следует есть в этот вечер) лежит перед человеком. Даже если нет никого, кому можно было бы рассказать историю исхода из Египта, человек должен рассказать историю исхода самому себе.
Мицва освящать всех первенцев мужского пола (людей и животных).
Ашем повелел Моше: «Каждый первенец мужского пола свят для Ашема. Он принадлежит коэну, если родители не выкупят его». (Подробности этой мицвыразъясняются в разделе Корах. (Бемидбар18: ).
Освящение первенцев напоминает нам о том, что Творец спас первенцев евреев в Египте.
Святы также первенцы домашних животных, и их следует отдавать коэну. Среди нечистых животных только первенец осла занимает особое положение. Его следует выкупать ягненком или стоимостью осла, которые в этом случае отдаются коэну. Если первенец осла не был выкуплен, ему следует сломать шею и из него нельзя извлекать выгоды.
Почему осел был выделен из всех нечистых животных?
1. Первенцев египтян сравнивают с ослами, поэтому эта мицвабудет вечно напоминать нам о Казни первенцев.
2. Особый закон, касающийся ослов, был дан, потому что они помогли сынам Израиля, покидавшим Египет, нести груз золота и серебра.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»