Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.

Недельной главой «Бо» («Войди») Тора завершает повествование о подготовительном этапе грандиозного плана Творца — вывести еврейский народ из Египта. На тот момент Египет уже потрясён семью казнями Б-га, и вот Б-г обращается к Моше. «И сказал Б-г Моше: войди к фараону, ибо Я отягчил сердце его и сердце рабов его, чтобы совершить мне эти знамения Мои (оставшиеся казни) над ними. И чтобы рассказывал ты сыну своему и сыну сына своего о том, как издевался Я над Египтом, и о знамениях, которые Я совершил в среде их, и будете знать, что Я Б-г!» (Шмот 10, 1-2).

Выходит, основная цель чудес Б-га в Египте была не только и не столько заставить Фараона отпустить евреев из Египта, сколько показать величие чудес Б-га. И издевательство над Египтом тоже «продемонстрировало» величие руки Б-га. Эти чудеса останутся в памяти народа навсегда. Непонятно: Египет был наказан, но где здесь издевательство над ним? Есть интересный мидраш, который говорит: одному человеку было положено по закону одно из трех наказаний: либо выплатить очень крупный денежный штраф, либо получить 100 ударов плетью, либо — съесть протухшую рыбу целиком… Преступнику предоставили самому выбрать себе наказание. Он подумал и решил: деньги отдавать жалко, удары плетью — больно, лучше съесть рыбу. Ничего страшного — помучаться несколько минут. Начал есть тухлую рыбу, мучился, мучился и, съев около трёх четвертей, понял, что больше ему не осилить никак. Поэтому попросил суд заменить ему это наказание на удары плетью, ведь платить такую большую сумму все-таки жалко. Но уже после восьмидесятого удара он понял, что выдержать больше не в состоянии. Судьи сказали: тогда плати всю сумму! Так он, в конце концов, был подвергнут всем трем наказаниям. Так и фараон: привел страну к полной разрухе и к тому же был вынужден отпустить евреев. Так фараон был «выставлен в нелепом свете». Это ли не издевательство?

Восьмой египетской казнью стала саранча. Творец сообщил Моше: подобного нашествия египетская земля еще не знала, да и в будущем такого уже не будет. Моше передал Фараону предупреждение Б-га: все то, что сохранилось или выросло на полях после ужасного града, будет непременно съедено саранчой. Сказав это, Моше покинул царский дворец, по словам Рамбана — чтобы оставить Фараона наедине с его советниками, не смущать их своим присутствием. Придворные незамедлительно стали убеждать царя отпустить евреев прежде, чем страна погибнет окончательно. Фараон согласился, но, понимая, что, скорее всего, обратно евреи не вернутся, объявил Моше, что отпустит только взрослых. «А детям-то зачем идти в пустыню, это опасно для них, да и скот зачем брать?» Мне это напоминает, как во времена моей юности Советская власть делала все, чтобы искоренить среди евреев веру в Б-га, и главной целью было — максимально «оградить» от Б-га именно молодёжь, новое поколение. Моше не соглашается, и на следующий день начинается нашествие саранчи. Восточный ветер принёс в Египет такие густые тучи «летучей смерти», что солнечные лучи не могли пробиться к земле. Мидраш рассказывает, как благодаря нашествию саранчи был разрешен территориальный спор с соседней страной: все увидели границу, которую саранча не пересекала. Но мы же помним, что ещё во время нашествия лягушек таким же образом были улажены все территориальные споры между Египтом и его соседями. Мой отец и учитель рав Ицхак Зильбер зацаль объяснял это согласно мнению одного известного иерусалимского раввина: во время страшного града, смешанного с огнём, все пограничные метки и ограды были полностью уничтожены.

Итак, саранча съела всю растительность в Египте, как на полях, так и в садах. Однажды я видел фотографии одной местности до и после нашествия саранчи. Это страшная вещь: до того — зеленые кроны деревьев и сочные луга, а после — совершенно пустая земля и сухие изъеденные стволы деревьев. Фараон безотлагательно вызывает к себе Моше и Аарона. Он умоляет удалить из страны эту ужасную «смерть» (Шмот 10, 17). Здесь сам собой напрашивается вопрос: зачем Фараону было так торопиться и просить Моше остановить нашествие, ведь на тот момент от зеленого Египта, в принципе, уже ничего не осталось? Моё мнение: Фараон опасался, что, не найдя больше корма на полях и в садах, саранча проникнет на все продуктовые склады Египта и после этого спасти страну от голода будет уже невозможно.

Моше обращается к Творцу с молитвой, и Всевышний исполняет просьбу пророка — поднялся ураганный западный ветер, который унёс всех насекомых и сбросил их в море. Интересно, что мидраш рассказывает, как египтяне собирали саранчу, солили и мариновали её в бочках как редкий деликатес. Так вот, ветер, унёсший живую саранчу, унёс и всю законсервированную.

Но и после этого Б-г «ожесточил сердце Фараона, и он не отпустил сынов Исраэля» (Шмот 10, 20). Моше по приказу Всевышнего поднимает руку к Небесам, и вся страна погружается в непроницаемую тьму. Тьма была очень густой и напоминала вязкий туман: даже зажжённая свеча не освещала ничего вокруг себя и сразу гасла. Раши говорит, что эта казнь продолжалась шесть дней: три первых дня — глубокая и страшная тьма, а в следующие три дня она стала настолько осязаемой, что египтяне не могли двигаться, словно тела их погрузились в трясину. А с евреями произошло очередное чудо: они продолжали нормально жить и нормально видеть — «у всех же сынов Исраэля был свет в жилищах их» (Шмот 10, 23). Фараон сказал Моше, что согласен отпустить всех евреев, включая детей и стариков, но они не должны брать с собой скот. И снова Моше отвечает царю резким отказом, говоря, что не только весь скот пойдёт с евреями, но Фараон ещё и сам пошлет с евреями своих животных для праздничных жертвоприношений! (Шмот 10, 25). Фараон приходит в бешенство от своего полного бессилия перед мощью Б-га и прогоняет Моше, говоря, чтобы тот больше не смел показываться ему на глаза, иначе умрет. Моше отвечает: «Ты верно говорил; я не увижу более лица твоего!» (Шмот 10, 29). Раши объясняет, что Б-г говорил с Моше во дворце Фараона и сообщил ему, что больше он Фараона не увидит. Моше передает предупреждение Б-га о гибели первенцев и покидает дворец.

Мы уже упоминали на прошлом уроке слова моего отца и учителя Рава Ицхака зацаль, что все египетские казни чем-то напоминают серии процедур по излечению тяжелого недуга — неверия в единого Б-га и идолопоклонства. Последние три казни окончательно убедили всех, что Творец может влиять одновременно на противоположные стихии. Например, во время казни градом внутри ледяных градин горел огонь; во время казни тьмой свет отлично уживался с ней: тьма для египтян и свет для евреев. И саранчу принесло восточным ветром, а унесло западным. Б-г — единственный Владыка над всеми природными силами.

Перед казнью первенцев Всевышний обещает Моше, что на этот раз Фараон не просто отпустит евреев из страны, а изгонит их оттуда навсегда. Но до этого все евреи должны будут обратиться к своим «добрым» местным соседям и получить из их рук драгоценные подарки и лучшую одежду. Б-г пообещал, что египтяне сами захотят одарить евреев из-за трепета перед народом Б-га и величием пророка Моше. Тора говорит «…и муж Моше весьма возвеличился в Египте, как в глазах придворных Фараона, так и в глазах всего народа» (Шмот 11, 3). Раби Меир-Симха а-Коэн из Двинска, автор комментария «Мэшех Хохма» писал, что уважение к известному человеку возникает по двум причинам: благодаря его духовному величию, мудрости, прекрасным моральным качествам — или благодаря удивительным действиям, чудесам, которые он совершает. Различие в следующем: первых начинают почитать умные и глубокие люди, а вслед за ними — простой народ, а вторых раньше начинает почитать «простонародье». Моше получил известность во дворце царя, и только позже его начинают любить и почитать простые египтяне. Б-г совершил чудо: вчерашние угнетатели вдруг очень сильно полюбили вчерашних бесправных рабов и даже подарили им все свои драгоценности и самые лучшие и дорогие одежды.

Итак, Всевышний обрушивает на Египет последнюю казнь… Мидраш, рассматривая проблему казни первенцев, говорит: время спасения наступило, но у еврейского народа ещё не хватало заслуг пред Б-гом. Ведь они надолго погрязли в идолопоклонстве, забыли о Б-ге своих отцов, прекратили делать обрезание детям. Пророк Йехезкель говорит, в каком духовном упадке Всевышний обнаружил еврейский народ перед исходом. Пророк сравнивает состояние еврейского народа на тот момент с состоянием новорожденной девочки, брошенной в поле. «И выброшена была ты в поле… в день рождения твоего. А Я проходил мимо тебя и увидел тебя, израненную… и сказал тебе: Выживи в своей крови! И сказал тебе: Живи благодаря своей крови!» (Йехезкель 16, 5-6). Почему слово «кровь» упоминается дважды? Ответ — это кровь брит-милы (обрезания), смешавшаяся с кровью пасхальной жертвы. Что это значит? К моменту исхода из Египта у евреев не было заслуг, кроме заслуг их отцов. Поэтому сейчас, 10-го числа месяца Нисан наступил самый ответственный момент в истории народа. Евреи Египта — бывшие бесправные рабы и дети рабов — должны были доказать свою веру в Б-га, совершить Кидуш а-Шем (освящение Имени Б-га), проявить мэсирут-нэфеш (самоотречение), преодолев все сомнения и страх пред своими недавними египетскими хозяевами. То есть, во-первых, все мужчины с восьмилетнего возраста обязаны были пройти обрезание и, во-вторых, принести в жертву барашка или козленка до года — это будет пасхальная жертва. А почему, собственно говоря, это было приравнено Б-гом к самопожертвованию ради освящения Имени?

Объясним по порядку. Что касается обрезания миллионов мальчиков и мужчин одновременно, да ещё и в тех бытовых условиях, — понятно и без объяснений. Но что с пасхальной жертвой? Здесь стоит заострить внимание на нескольких наиболее важных моментах. Во-первых, одновременно евреями были приобретены десятки тысяч годовалых ягнят и козлят. Знаете, как это выглядит? Я вам расскажу. Когда я был юношей и наша семья проживала в Ташкенте, отец послал меня на рынок купить связку камышей, чтобы покрывать суккот(праздничные шалаши в Суккот). Продавец, из местных, поинтересовался у меня: «А зачем все евреи покупают сейчас такие связки?» Скажу вам: конечно, не все евреи покупали их, а только очень немногие. Но все равно, даже эти немногие вызвали живой интерес у местных. А вы только подумайте, ведь там, в Египте, речь шла о десятках тысяч животных. Незамеченным это остаться не могло. Во-вторых, как я слышал более 50 лет назад от рава Авраама-Биньямина Рабиновича зацаль, речь шла не просто об овечках, а о «божестве» египетском! Вспомним, во время казни «аров» (хищными зверями), когда Фараон предложил Моше приносить жертвы на земле Египта, Моше отказался, чтобы не вызвать взрыв возмущения у египтян, избиения евреев камнями и погромов. На этот раз Б-г приказал Моше, чтобы каждая семья изжарила по ягненку. Т.е. евреям предстояло продемонстрировать, что они не считают египетские божества — божествами. Их следовало зажарить целиком. Почему? Чтобы всем было ясно, что это именно ягнёнок, а не теленок. Их было предписано жарить на открытом огне, а не варить. Почему? Чтобы сильный и вкусный запах поджаренного мяса египетского «божества» почувствовало как можно больше народу. Иными словами, чтобы египтяне точно знали: их бывшие «презренные рабы» публично жарят их «божество» с целью употребления в пищу. Чтобы нам еще четче понять, что происходило в Египте, представьте себе только на одну секунду такую картину: за окном тридцатые годы, а группа каких-то людей посреди Красной Площади сжигает портрет Сталина. Как для вас это звучит?

В святой книге Зоар положение евреев в Египте сравнивается с положением зародыша в чреве матери. Из этого мы можем понять: как новорожденному ребенку необходимо перерезать пуповину, соединяющую его с матерью, так и евреи, для того чтобы получить свободу и выйти из Египта, должны были сначала полностью порвать с местными идолами. И только после этого они стали достойны того, чтобы Б-г вывел их из Египта.


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше