Темы: Египет, Казни Египетские, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЧитая недельные главы Торы, описывающие казни египетские, я обратил внимание на то, что в описании одних казней особо говорится, что они не касаются евреев или земли Гошен, а в других не отмечается, что казни не коснулись евреев или их имущества. (Например, град не был в земле Гошен, а саранча покрыла весь Египет). Означает ли это, что от некоторых казней (в описаниях которых не указано, что они не коснулись евреев или земли Гошен) евреи пострадали так же, как и египтяне? Спасибо за ответ.
Шалом! Есть разные мнения комментаторов об этом, но основная линия состоит в том, что евреи не страдали от казней, а если страдали, то, как минимум, не в такой мере, как египтяне. О некоторых казнях существует спор, распространялось ли их действие на территорию земли Гошен, но даже в таком случае евреи не были задеты.
Казнь «вши» рав Хаим Каневский шлита объяснил так: именно в ситуации этой казни уже не надо было выделять землю Гошен. Ведь сделать так, чтобы определенная казнь состоялась и затронула только египтян, а не евреев, — можно было с помощью колдовства и демонов. А вот ограничить территорию распространения казни демоны не способны, поэтому, говоря о других казнях, Тора подчеркивает — «на египтянах», «не в земле Гошен» и т.д. Таким образом, египетские колдуны убеждались в том, что источник казней — не колдовство. Однако вшей, как созданий очень маленьких, демоны воспроизвести не могли, поэтому сам факт превращения земли во вшей уже доказывал, что демоны и колдовство здесь не причем. Что и признали колдуны. Однако фактически вполне допустимо, что и эта казнь миновала землю Гошен, просто Тора не сочла нужным об этом упоминать.
По поводу казни дикими зверями, наоборот — Тора, помимо обозначения территориального различия, подчеркивает: «…положу различие между Моим народом и твоим» — в значении «различие» употреблено слово педут, означающее «выкуп, освобождение». Если подсчитать время с начала казней, говорят комментаторы, получается, что эта казнь выпала на месяц Тишри. У мудрецов сказано, что в этот месяц евреи прекратили работать на египтян.
Говоря о падеже скота, Всевышний специально подчеркнул, что это коснется только скота египтян, чтобы фараон не мог спросить: если весь скот умрет, то из чего же вы, евреи, будете приносить жертвы? Для этого было отмечено, что еврейский скот мор не затронет.
С уважением, Овадья Климовский
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот, фонограмма видеоуроков»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его