Из цикла «Кицур Шульхан Арух», темы: Свиток Торы, Кицур шульхан арух, Коэн, Чтение Торы, Раби Шломо Ганцфрид, Синагога, Левиты, Арон аКодеш, Святые тексты
1. Когда достают свиток Торы из Ковчега и несут его на возвышение, на котором будут его читать, несут его через северную сторону, которая по правую руку от несущего. А когда возвращают свиток в Ковчег, возвращают его через южную сторону. И следует держать свиток Торы правой рукой. И заповедь требует от каждого человека, перед которым проносят свиток Торы, сопровождать его до возвышения.
2. Тому, кого вызывают к Торе, следует закутаться в талит, к которому прикреплены цицит (и см. выше, глава 9, параграф 11). И пусть вызванный поднимается к Торе самым коротким путем, а возвращается на место — длинным. А если оба пути одинаковой длины, тогда пусть поднимается к Торе с правой стороны и возвращается другим путем. И обычай требует от него подождать, пока вызванный вслед за ним не произнесет благословения после чтения Торы, и вернуться на свое место, пока следующий вызванный не приступил к чтению.
3. Вызванный к Торе открывает свиток и смотрит на то место, с которого начнется чтение, и держит его в таком состоянии, открытым1, двумя руками, закрывает глаза и произносит: «Благословите Г-спода благословенного!». Произнести это следует громко, чтобы вся община услышала. И вся слышащие отвечают ему: «Благословен Г-сподь благословенный во веки веков!». А если община не слышала благословляющего2, то, несмотря на то, что они слышат, как отвечает ему хазан, им не следует отвечать вместе с ним, а следует, после того, как хазан ответит, сказать «амен».
После того, как остальные молящиеся ответили: «Благословен Г-сподь благословенный во веки веков!», вызванный к Торе тоже произносит: «Благословен Г-сподь благословенный во веки веков!» (и см. выше, глава 15, параграф 8), и после этого произносит благословение: «…избравший нас из всех народов…», и община отвечает: «амен». И вызванный к Торе отпускает левую руку и во время чтения Торы держит свиток одной лишь правой.
Тот, кто читает Тору, читает, а вызванный к Торе повторяет вместе с ним шепотом. И читающий Тору не имеет права начать, пока все молящиеся не закончат говорить «амен». И пусть все молящиеся приготовятся внимательно слушать, как читают Тору.
После чтения Торы вызванный снова берется за свиток также и левой рукой, сворачивает его и произносит благословение после чтения Торы.
4. Запрещено держать сам свиток Торы голой рукой, а следует брать его через талит или держать за деревянные ручки. А некоторые считают, что это требование еще строже, и даже за ручки не следует браться голой рукой, а только через талит.
5. Вызванный к Торе, а также читающий Тору обязаны стоять. И даже опираться на что-то запрещено, поскольку они должны стоять в трепете, поскольку, как при даровании Торы все трепетали, так и сейчас, читая ее, должны мы трепетать. Но, если вызванный или читающий — люди слабые, они могут на что-нибудь слегка опереться.
6. Когда вызванный произносит: «Благословите…», а община отвечает: «Благословен Г-сподь благословенный во веки веков!», все должны стоять. Но, когда он произносит благословение: «…избравший нас из всех народов…», и также во время чтения и во время произнесения благословения после чтения, община не обязана стоять, но люди, старающиеся выполнять заповеди точно, накладывают на себя дополнительную обязанность и стоят, и так поступать правильно. Но, когда один вызванный закончил чтение, а другой еще не начал — нет никакого смысла стоять.
7. Если к Торе вызвали того самого человека, который ее читает, то необходимо, чтобы кто-нибудь стоял рядом с ним, поскольку, как дана была Тора через посредника (Моше-рабейну), так и мы должны читать ее через посредника3.
8. Когда читающий Тору приступил к чтению4, общине запрещается разговаривать, даже о Торе, и даже когда один вызванный закончил чтение5, а второй еще не начал. И запрещено выходить из синагоги, когда там читают Тору. Но между двумя вызванными6, когда свиток Торы свернут, можно выйти при очень большой необходимости.
9. Если в синагоге присутствует коhен, необходимо вызвать его первым. И даже если он — человек неученый (но соблюдающий), его вызывают даже прежде большого мудреца. И даже если коhен хочет пропустить мудреца вперед себя, он не может этого сделать.
После коhена вызывают левита. А если левита нет, вызывают вместе него того коhены, которого вызывали первым, и говорят: «Вместо левита». Если в синагоге нет коhена, вместо него вызывают левита или простого еврея. И необходимо вызывать самого большого знатока Торы из всех присутствующих. И, если в синагоге нет коhена, говорят: «Левит вместо коhена», или: «Простой еврей вместо коhена». Если вместо коhена вызывали простого еврея, после него не вызывают левита.
Если вся община — коhены или левиты, они должны спросить раввина, как им поступить.
10. Если коhен читает «Шма» или благословения перед или после «Шма», и тем более, если он находится посреди «Шмонэ Эсрэ», даже если в синагоге нет другого коhена, его не вызывают7, и не нужно ждать, пока он закончит, чтобы не утруждать ожиданием общину. И вместо него вызывают левита или простого еврея, и не говорят: «Если нет здесь коhена…», а просто говорят: «Левит (или простой еврей) вместо коhена».
Если случилось так, что этого коhена все же вызвали к Торе8, то, если он читает «Шма»9 или ее благословения, он поднимается к Торе и произносит благословения, но не читает вместе с читающим Тору, а только слушает. И, тем не менее, хорошо было бы, чтобы он успел закончить тему того отрывка, который он сейчас читает, и остановиться там, где начинается новая тема, прежде чем подняться к Торе. Если же он в этот момент читает «Шмонэ Эсрэ», то, даже если его вызвали, ему не следует подниматься к Торе. И также между словами: «…избавивший Израиль» и началом «Шмонэ Эсрэ» подниматься к Торе не следует. Но, если он читает «Завершение “Шмонэ Эсрэ”»: «Б-г мой! Убереги…», поднимается к Торе10.
Если же этот коhен сейчас читает Псукей де-Зимра, то, если нет там другого коhена, следует вызвать этого, только ему не следует читать Тору вместе с читающим11. Но, если в синагоге есть другой коhен, вызывать к Торе этого не следует (но если вызвали, он поднимается).
И те же самые законы относятся и к левиту.
11. Если вызвали коhена или левита, а их здесь нет, пусть не вызывают вместо него другого по имени, чтобы не сказали о первом, что он не настоящий коhен или левит. А нужно сказать другому: «Поднимись ты», и пусть он поднимется. Но сына отсутствующего можно вызвать по имени, и в этом нет никакого опасения оскорбить отца, поскольку, если бы папа был ненастоящим коhеном, сын тоже был бы ненастоящим. И также, если коhен или левит не могут подняться к Торе, поскольку читают «Шмонэ Эсрэ», можно вызвать вместо него другого по имени, поскольку все видят, что первый не поднимается к Торе потому, что сейчас не может.
Если же к Торе вызвали еврея, а его нет на месте, вместо него можно вызвать другого по имени, поскольку еврей не может быть ненастоящим. И также, если коhена или левита вызвали к Торе последним или вызвали читать Гафтару в Шаббат или Йом-Тов, а его нет на месте, можно вызвать вместо него другого человека по имени.
12. Если в синагоге не было коhена, или если там был коhен, но про него не знали, что он коhен, и вызвали вместо него простого еврея, и он поднялся к Торе, и даже если он уже сказал: «Благословите Г-спода благословенного!», но не начал еще произносить благословение: «…избравший нас из всех народов…», — и пришел коhен или узнали, что есть среди них коhен — его вызывают к Торе, и он поднимается, и он должен также сказать: «Благословите…». А вызванному еврею, чтобы он не огорчался, разрешают стоять там все то время, пока читают коhен и левит, и тогда вызывают его. Но, если простой еврей уже произнес Имя Б-га из благословения перед чтением Торы, когда сказал: «Благословен Ты, Г-сподь…», — коhена больше не вызывают.
И тот же закон в случае, если вместо коhена вызвали левита, и левит поднялся к Торе, но прежде, чем он успел сказать Имя Б-га из благословения перед чтением, пришел коhен — вызывают коhена, а левит ждет рядом с ним, и его вызывают вторым.
И тот же закон в случае, если в синагоге не было левита или если не знали про него, что он левит, и вторым, вместо левита, вызвали также коhена, а после этого пришел левит — если он пришел до того, как коhен успел сказать: «Благословен Ты, Г-сподь», — вызывают к Торе левита.
13. Два брата не читают один после другого, будь то братья по матери или по отцу. И также отец и сын или внук не читают один после другого, из-за опасности дурного глаза. И неважно, что они говорят, что им это все равно. И этого не делают даже в том случае, если один из них — последний вызванный, а второй — Мафтир (то есть читает Гафтару — перев.). Но в том случае, если для Мафтира выносят другой свиток Торы, это разрешено. И в том случае, если Мафтир не достиг еще тринадцати лет, это также разрешено. И во всех перечисленных случаях, если вызвали одного из них после другого и он уже поднялся к Торе, его не заставляют спуститься. А в случае, если это два брата только по матери или дедушка и внук, если второго уже вызвали к Торе, даже если он еще не поднялся — ему можно подняться. И в случае, когда это необходимо, можно разрешить вызывать этих родственников одного после другого11*.
14. Тот, кого уже вызывали к Торе в одной синагоге, а потом он оказался в другой, и там его снова вызывают к Торе, даже для чтения того же самого отрывка, к которому его уже вызывали, он может подняться к Торе второй раз и произнести все благословения.
15. В дни общественных постов, когда читается отрывок «И начал…», к Торе вызывают только того, кто постится. А если в синагоге нет другого коhена, кроме такого, который не постится или не собирается завершать пост, вместо него вызывают левита или простого еврея. И лучше12, чтобы этот коhен вышел из синагоги. Если же в синагоге присутствует еще один коhен, первому нет необходимости выходить, а пусть просто сообщит, что его не следует вызывать, а если его вызовут — пусть не поднимается. А если пост выпал на понедельник или четверг13, несмотря на то, что и в эти дни читают «И начал…», тем не менее, поскольку эти дни — время чтения Торы (даже не в посты), поэтому, если уж случилось так, что этот коhен не вышел из синагоги и его вызвали к Торе, он может подняться.
16. И также, если человек живет в Земле Израиля, где Йом-Тов длится только один день (кроме Рош а-Шана), но выехал за пределы Земли Израиля и оказался в синагоге во второй день Йом-Това, его не вызывают к Торе, и закон для него тот же, как и написанный мной в предыдущем параграфе.
17. Слепого есть обычай вызывать. Несмотря на то, что Письменную Тору запрещено читать наизусть, тем не менее в наше время, поскольку есть другой человек, читающий для него, это разрешено14. И есть обычай не проверять, мудрец ли он или неученый еврей, поскольку мудрецы наши полагают, что повторять за читающим он во всяком случае сможет.
18. Если поднявшемуся к Торе показали место, с которого начинается его отрывок, и он произнес благословение, а после этого вспомнили, что его отрывок начинается не отсюда, — неважно, начали ли уже читать или еще не начали, если то место, с которого следовало начать читать, было также открыто и находилось перед глазами вызванного, даже если оно в другом столбце, но расположено после того места, которое ему показали, он не должен благословлять второй раз, поскольку во время благословения он имел в виду то место, которое ему показали, и все те места, которые были открыты и видны ему. Но, если это место не было открыто перед ним, и для того, чтобы его открыть, нужно было перематывать свиток Торы, или даже было открыто, но располагалось раньше того места, которое ему показали — он должен второй раз произнести благословение: «,,,избравший нас из всех народов…». Но «Благословите Г-спода благословенного!» он не должен произносить второй раз; и пусть сначала скажет: «Благословенно Имя славы Царства Его во веки веков!» на то первое благословение, которое он благословил напрасно. А если он успел сказать только : «Благословен Ты, Г-сподь», пусть завершит словами: «…научи меня Своим правилам!».
А если то место, которое он должен читать, выше того места, которое ему показали, но расположено рядом, так, что можно прочесть для него также три стиха от того места, на которое он благословил, и ниже (то есть оба отрывка относятся к сегодняшней главе), пусть так и сделают, и благословлять второй раз будет не нужно15.
19. Каждый вызываемый к Торе должен прочесть по меньшей мере три стиха. В понедельник и четверг, а также в Шаббат в Минху, необходимо прочесть для всех вызванных вместе по крайней мере десять стихов. И нужно прочесть третьему из них16 четыре стиха. А если случилось так, что они не прочли в сумме десять стихов, а прочли каждому из троих вызванных по три стиха — обязанность читать Тору считается выполненной16*. А в Пурим причина того, что читают на всех только девять стихов, состоит в том, что дальше начинается новая тема.
20. Читающий Тору не должен заканчивать чтение в таком месте, откуда до начала следующего раздела (открытого или закрытого17) не останется трех стихов по меньшей мере. А если он уже произнес благословение после чтения Торы, завершив чтение в месте, откуда до начала следующего раздела осталось меньше трех стихов, вызванный следующим не должен начинать с предыдущего стиха, а должен начать с того места, где остановился предыдущий, и прочесть еще три стиха18 из следующего раздела. А если он дошел до начала раздела, в котором всего два стиха — в этом месте можно прерваться. Если новый раздел начинается посреди стиха, как в начале главы «Пинхас», можно завершить чтение даже на ближайшем к нему стихе.
21. И также не следует начинать чтение с места, от которого до начала следующего раздела остается меньше трех стихов. И поэтому предыдущий вызванный не должен завершать чтение меньше чем через три стиха после начала раздела19.
22. Нужно стараться начинать всегда с чего-то хорошего для евреев и кончать чем-то хорошим для евреев. И также не следует завершать чтение рассказом о сделавшем что-то дурное.
23. Если для одного из вызванных прочли только два стиха, и он произнес благословение после чтения Торы, он должен читать еще раз, произнеся благословения перед чтением и после него20. И поскольку, произнеся благословение после чтения Торы, он не думал больше о чтении Торы, он должен еще раз сказать: «Благословите Г-спода благословенного!», и после этого прочесть те два стиха, которые уже прочел, и еще один стих после них. А если этот вызванный был третьим, а двое перед ним прочли каждый по три стиха, нужно прочесть, кроме уже прочитанных, еще два стиха, чтобы в сумме получилось четыре.
А если это случилось с коhеном, который прочел два стиха, и после него вызвали левита, и только после этого вспомнили о том, что прочли неправильно — в этом случае закон будет таков. Если левит еще не произнес благословения перед чтением Торы, даже если уже сказал: «Благословите…» — это не называется началом благословения, и поэтому пусть коhен снова прочтет три стиха со всеми благословениями, как я уже писал, а левит подождет и будет читать после этого. Но если левит уже произнес благословение, тогда пусть читают ля левита, начиная с того места, на котором остановился коген21. Ведь, если прочесть для левита то, что уже прочитали для коhена — это будет обидой для присутствующих здесь же коhенов, поскольку скажут, что первым к Торе вызвали левита. А после левита пусть читают двое простых евреев, чтобы всего получилось трое вызванных, а коhен не будет считаться одним из вызванных, раз он прочел только два стиха.
А если так случилось с левитом, что он прочел только два стиха, а следующий за ним простой еврей уже произнес благословение, пусть прочтут для этого еврея те два стиха, что прочли для левита, и еще один стих22, и пусть вызовут еще одного еврея, дополнить число вызванных до трех.
А если в синагоге не было коhена, и вместо него вызвали еврея, и случилось так, что для него прочли только два стиха, и не вспомнили об этом до того, как вызвали следующего еврея и он произнес благословение, тогда пусть начинает этот еврей читать с начала дневного раздела, а первый еврей пусть подождет рядом и будет читать после него, а после этого пусть вызовут еще одного еврея.
24. Несовершеннолетний (не достигший тринадцатилетия) не может быть читающим Тору, и его не вызывают к Торе. И см. ниже, глава 79, параграф 9.
25. После чтения Торы произносят Хаци Кадиш и поднимают свиток Торы. Поднимающий разворачивает свиток так, чтобы три столбца текста23 были видны, и показывает его направо и налево, перед собой и позади себя23*, поскольку заповедь требует от каждого присутствующего увидеть написанный текст, и все произносят: «Вот Тора, которую передал Моисей…». И скручивают свиток Торы. И надо постараться сделать так, чтобы шов пришелся между двух рукояток с накрученным на них пергаментом, и для этого перематывают свиток, пока шов не окажется посредине. Если ближе предыдущий шов, сматывают туда. А если следующий шов ближе, сматывают к нему, поскольку важнее сделать так, чтобы пришлось меньше перематывать, из-за уважения к свитку Торы.
26. Всякий раз, когда читают Тору, после этого произносят Хаци Кадиш, кроме Минхи в Шаббат и Минхи в общественный пост, когда его объединяют с Кадишем, произносимым перед «Шмонэ Эсрэ».
27. В понедельник и четверг хазан после поднимания свитка Торы произносит: «Да будет воля Отца нашего Небесного…». И община должна слушать и отвечать «амен». А когда не произносят Таханун, не произносят и «Да будет воля…».
28. После этого возвращают свиток Торы в Ковчег. И заповедь требует от каждого, перед кем проносят Тору, а также от поднимавшего и скручивавшего ее, провожать ее до Ковчега.
29. В месте, где нет свитка Торы, кто-то читает громко по Хумашу, а остальные слушают, чтобы не забылась обязанность читать Тору в общине.
30. Если десять человек молятся, и у них нет свитка Торы, чтобы его читать, им не приносят свиток Торы для чтения, даже если они заключены в тюрьму24, и даже в Рош а-Шана и Йом-Кипур. Но если они приготовили за день или два до этого Ковчег или возвышение, то есть сделали постоянное место для свитка Торы — свиток разрешается им принести25. А для уважаемого человека26, который болен27, можно принести свиток даже только для чтения. А некоторые говорят, что можно принести для уважаемого человека, даже если он не болен28, и для больного, даже если он не является уважаемым человеком. И можно разрешить принести свиток для чтения, когда читают раздел про Амалека и раздел про корову29, поскольку некоторые говорят, что услышать чтение этих разделов — заповедь из Торы (см. ниже, глава 109).
1 А по некоторым обычаям — закрытым.
2 То есть, не было десяти слышащих. Но если было десять слышащих, то даже тот, кто не слышал, может ответить с ними вместе «амен» (так следует из намека МБ).
3 Есть обычай, чтобы один стоял справа, а другой — слева от читающего.
4 А по мнению МБ — с момента открывания свитка Торы.
5 А Бах разрешает заниматься Торой (между двумя вызванными); а «Элиягу Рабба» пишет, что учащемуся в этот момент в одиночку не следует мешать.
6 По мнению некоторых, когда вызванный закончил чтение; а по мнению других — когда он завершил благословение.
7 А по мнению МБ, если он находится между разделами, можно разрешить вызвать его, если он — единственный коhен. Но лучше ему выйти из синагоги, прежде чем его вызовут.
8 И закон будет тем же самым, если вызвали простого еврея.
9 Кроме первого стиха и фразы: «Да будет Имя Славы царства Его…».
10 И пусть сначала произнесет стих: «Да будут угодны…».
11 А по мнению МБ, пусть читает.
11* в случае внука. А по мнению некоторых — также в случае братьев по матери.
12 Это относится конкретно к постам в понедельник-четверг-понедельник. А в настоящие общественные посты пусть непременно выйдет.
13 Речь идет про утреннюю молитву.
14 Кроме глав о Красной корове и об Амалеке, при чтении которых это запрещается, если есть выбор. И таким же будет закон в случае необразованного еврея, который не может читать вместе с читающим Тору по свитку.
15 Вот вкратце мнение МБ:1) Если место, которое нужно было читать, все время находилось перед ним открытым, не следует повторять благословения (даже в случае, если это место было перед прочтенным; однако в этом случае лучше прочесть оттуда до того места, которое ему указали, и еще несколько стихов после этого; а если указанное ему место относится уже к следующему недельному разделу, этого не требуется). 2) Если нужное место не было открыто перед ним — следует благословить заново. Однако, если он успел сказать только «Благословен Ты, Г-сподь…» — пусть сделает паузу, пока свиток не перемотают на нужное место, и тогда завершит свое благословение; если же перематывание потребует много времени, пусть завершит неправильно начатое благословение словами: «…научи меня Своим правилам» и, после перемотки, благословит второй раз. Если же он успел уже сказать и слова: «…Б-г наш, Царь мира» — пусть подождет, пока свиток не перемотают на нужное место, даже если это займет некоторое время. 3) Если отрывок, указанный ему по ошибке, относится к тому же недельному разделу — у того, кто разрешает в этом случае не повторять благословения, есть на кого опереться. 4) Некоторые говорят, что все, сказанное в этом параграфе, относится только к случаю, когда благословляющий был уверен, что именно этот отрывок следует читать; но если он знал, какой именно отрывок следует читать, и по ошибке подумал, что это он и есть — не следует повторять благословения.
16 А некоторые спорят с этим.
16* А некоторые говорят, что обязанность не выполнена и ему следует благословить заново и прочесть три стиха. И даже те, кто считает заповедь выполненной, согласны, что лучше прочесть еще три стиха без благословения.
17 И, если возможно, следует обращать на это внимание и в паузах после второго, третьего и т.д.
18 Или больше.
19 А если в разделе содержится всего два стиха, правильно было бы не останавливаться в ее конце. (А в Рош-Ходеш после раздела: «И в день Субботний…» есть обычай останавливаться).
20 А по некоторым мнениям, в Йом-Тов и Шаббат (в утренней молитве) лучше было бы, чтобы другой прочел заново, если ошибка произошла не при чтении коhена.
21 Поскольку в будни чтение засчитывается, даже если начало отрывка пропущено.
22 А по некоторым мнениям, три стиха.
23 И это зависит от силы поднимающего Тору.
23* И как он это делает? Поворачивается с востока в южную сторону.
24 А если они заключены там вдесятером, разрешается.
25 И тот же закон будет, если они в этот самый день приготовили место для свитка Торы и положили там свиток до наступления времени чтения, рассчитывая, что он останется там еще на день или два. (МБ не указывает, что постоянство места для свитка определяется именно наличия Ковчега или возвышения для чтения).
26 Великого мудреца Торы.
27 Или принужденного другими обстоятельствами.
28 МБ завершает словами: «И лучше бы ему подготовить место».
29 МБ: возможно, что тот же закон относится к разделу про корову.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.