Из цикла «Чтобы понять и постичь», темы: Провидение, Ассимиляция, Народы мира, Антисемитизм, История еврейского народа, Элиэзер Гервиц
Действительно, антисемитизм является актуальной проблемой. Он присутствовал в Египте, когда евреи только стали народом, и совершенно неоспорима очевидность его существования в современном «цивилизованном» мире. Свидетельство этому, например, дискриминация евреев в некоторых странах, оппозиция Израилю в ООН и, конечно, истребление европейского еврейства, совершенное самой «культурной» нацией — немцами, и многое другое.
Почему это? Как мог Творец допустить такое? Мы не можем постичь в деталях Б-жественный замысел, однако существует несколько возможных объяснений того, почему Он позволяет ненавидеть евреев.
1. Иногда Б-г может использовать другие народы в качестве средства наказания евреев за пренебрежение Торой. Например, возможно, что ужасные еврейские погромы неслучайно произошли после того, как многие евреи попытались ассимилироваться в России, и что корни Ка-тастрофы ведут в Германию, где многие евреи попытались стать больше немцами, чем евреями. (Однако это не означает, что все жертвы антисемитизма являются грешниками).
Более того, в Торе говорится, что когда евреи отворачиваются от своего Б-га, враги берут над ними верх. Книга Дварим (гл. 28) ясно описывает катастрофы, которые постигнут евреев, если они отвернутся от Б-га.
2. Следует отметить, что часто за катастрофой следуют благотворные для евреев события. Б-г может наказать Свой народ, но Он также дает ему возможность исправить свои ошибки. Угнетение в Египте привело к консолидации еврейского народа. После разрушения Второго Храма был составлен Талмуд, что позволило евреям изучать Тору, где бы они ни жили. За изгнанием евреев из Испании последовала экспедиция Колумба, который, возможно, был мараном. Результат экспедиции — земля, которая через некоторое время оказалась столь гостеприимной для евреев. Погромы в России заставили многих евреев уехать в Израиль и Америку, что помогло им избежать репрессий середины 20-го века. За Катастрофой последовало распространение новой сети ешив в Америке и в Эрец Исраэль и переселение многих евреев и центров Торы в эти страны. Кажется, что Б-г предлагает своему преследуемому народу новые возможности для завоевания Его милости.
3. При этом антисемитизм, как бы парадоксально это ни звучало, усиливает чувство еврейского самосознания и братства. Кажется, что евреи никогда не ощущают свое еврейство острее, чем во времена гонений. Тогда-то они забывают свои распри и материальные стремления и объединяются против общих врагов. В некотором смысле антисемитизм является одним из механизмов сохранения еврейского единства и постоянно напоминает им, что они не могут просто раствориться среди других наций. Печально, что мы нуждаемся в ненависти для национального самосохранения, но таковы исторические факты. Необходимо помнить об этом, размышляя о глобальности антисемитизма.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.