Из цикла «Коэлет: Вечность и суета», темы: Шломо, Носон Шерман, Коэлет
Пример того, что человек может увидеть, когда он смотрит глазами своей души, мы находим в Торе. Агарь, дочь египетского царя, стала второй женой Авраама, когда брак его с Саррой оказался бесплодным. Агарь родила Ишмаэля, но после того, как появился Ицхак, Ишмаэль стал представлять собой угрозу для молодого наследника. Агарь и Ишмаэль должны были покинуть дом Авраама. В пустыне Ишмаэль заболел и был близок к смерти. Обезумевшая от горя мать оставила сына на земле и отошла в сторону, чтобы не видеть его гибели. И тогда произошло чудо: «Б-г открыл ее глаза, и она увидела колодезь с водою» (Береьиит, 21:19). Прочтите еще раз эти строки. В них не говорится о том, что колодец был сотворен чудесным образом, в них говорится, что Б-г «открыл» глаза Агари. Но ведь глаза ее не были закрыты! Она в отчаянии искала источник, чтобы напоить своего сына. Почему же она не увидела колодец раньше? Он был там, но она не видела его, поскольку искала глазами, а не душой. Разум Агари, который знал лишь простую связь причин и следствий, мог сосредоточиться только на самой простой мысли: в этой раскаленной, растрескавшейся пустынной почве «не может» быть воды. Когда Б-г открыл ее глаза, она увидела не просто колодец, она увидела источник всех колодцев. Она заглянула за завесу материального мира. Нет, более того — она увидела, что материальный мир — лишь завеса, скрывающая всемогущую власть Б-га. Ничего невозможного нет. Б-г, Который заставляет гореть нефть, может заставить гореть и уксус. Б-г, сотворивший пустыню, может превратить ее в райский сад.
Нельзя забывать, что, сравнивая Шломо с советником царя, ищущего руки принцессы, Мидраш пытается пролить свет на поступок величайшего из царей. В наше время нет правителей, которые бы обладали безграничной властью в том смысле, как понимали царскую власть древние. Существующие ныне властители и правители — лишь объект критических выступлений и насмешек. Царь в аллегории, приведенной в Мидраше, представляет собой не известный почти никому из нас тип наместника Б-га на Земле. Жизнь и смерть подчиненных — в его руках, и он не ответственен ни перед кем, потому что все живут его милостью. Только сказочный царь способен выслушать просьбу, высказанную тем царедворцем. Скажите, что ожидает смельчака, который осмелился испытать терпение царя и попросил руки его дочери — отставка? тюрьма? казнь?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.