Из цикла «Очерки по недельной главе Торы», темы: Мишпатим, Недельная глава, Раб, Заповеди, Реувен Пятигорский, Материальный ущерб, Отношения между людьми
Слово мишпатим по-еврейски означает «законы». Мы приступаем к изучению еврейских законов, которые составляют суть Торы, суть и содержание еврейской жизни. Вернее, приступают к изучению те евреи, которые еженедельно читают соответствующую главу Торы; прочие читатели наших Выпусков приступают к ознакомлению с соответствующей недельной главой. Но будем надеяться, что когда-нибудь в будущем и они сядут учить Тору. По-настоящему.
В предыдущей главе были упомянуты Десять заповедей, полученных нашим народом на горе Синай через пророка Моше. Поскольку они имеют прямое отношение к законам, которыми полна нынешняя недельная глава, то давайте их перечислим: каждый еврей обязан верить во Всевышнего; не признавать ложных богов и не участвовать в изготовлении идолов; не клясться ложно именем Всевышнего; соблюдать Субботу; почитать родителей; не убивать; не прелюбодействовать; не участвовать в похищении людей; не лжесвидетельствовать; не домогаться при помощи принуждения того, чего не удается получить честным путем.
Многие учителя в этих правилах видят краеугольный камень, на котором стоит вся Тора. Но эти правила не самые первые в Торе, есть еще Семь законов, которые надлежит соблюдать не только евреям, но всем людям на земле. Называются они законами сыновей Ноаха (Ноя), поскольку в полном объеме были даны людям после Потопа. Вот они: каждому народу надлежит иметь справедливые суды; безусловно запрещено (кроме перечисленных выше идолопоклонства, убийства и прелюбодеяния): богохульствовать, красть и грабить, а также мучить животных. Повторяем, эти законы касаются всех, в том числе и евреев.
Трудны ли эти законы? Безусловно, нет. Они обязательны для исполнения, являя собой своего рода минимум на сдачу кандидатского экзамена для получения звания человека. Ведь «человек разумный» — он и есть «человек моральный».
Теперь несколько законов из нашей недельной главы. А вы сами определяйте, насколько они трудны для исполнения.
Если купишь раба-еврея, то максимум через шесть лет он должен выйти на свободу. Наши мудрецы говорили: приобрел раба — приобрел господина. И действительно, если в доме одна постель или последний кусок хлеба, отдай их рабу. Объявись у твоего раба еще и жена-еврейка, ее вместе с детьми кормить и содержать должен ты, хозяин. Как видим, институт рабовладения у древних евреев несколько отличался от того, что мы учили про древних греков, римлян и помещицу Салтычиху.
Если нанес другому еврею телесное повреждение — не при защите от нападения, а в ссоре, — то заплатишь и за лечение, и за простой в работе, пока тот выздоравливает. В другом месте сказано, что еще заплатишь за разорванное платье, за неизлечимое увечье и просто за оскорбление, если таковое случится, — ведь это тоже повреждение, только моральное.
Если ударил своего раба-нееврея и нанес ему тяжкое увечье, отпусти его на свободу без выкупа. (Тора подробно занимается рабами, чтобы показать, что охрана даже их прав весьма значима в ее глазах.
Социальная защита должна быть гарантирована всем.) Если принадлежащий тебе бык нанес ущерб имуществу другого еврея, то ты должен компенсировать его убыток. То же самое говорится не только о животных, которые могут бодаться, лягаться, кусаться, но и о яме, которую кто-то вырыл в месте, принадлежащем всем, и не закрыл; об огне, который может двигаться под силой ветра, направляясь от оставленного без присмотра костра в сторону чужого стога сена. За все надо расплачиваться, даже если ущерб нанесен тобой без прямого намерения.
(Из этих примеров про быка и огонь мы учим, что еврей несет ответ за любой ущерб, причиненный другому еврею посредством его имущества.) Укравший вещь, должен ее вернуть. А не вернул — заплатит вдвойне.
Как видим, кража не наказывается тюрьмой. И представьте, внутри еврейских общин никто никогда понятия не имел о таком постыдном явлении как воровство.
Вот еще несколько законов. Попробуйте найти им аналоги в известных вам современных законоположениях.
«Пришельца не притесняй и не угнетай, ибо вы сами были пришельцами в Египте… Ни вдовы, ни сироты не обижай… Если будешь ссужать деньгами того, кто обеднел, то не налагай на него процентов.
Залог верни до захода солнца».
«Не разноси ни о ком пустого слуха; не давай своей руки нечестивому, чтобы свидетельствовать о неправде. Не следуй за большинством на зло… Не отклоняй права того, кто нищ, в его тяжбе.
Сторонись неправды… Судебных подношений не принимай, ибо подношения ослепляют зрячих и извращают слова правых».
Интересные законы? А ведь они вручались нашему народу 33 столетия назад! Извините, но многие ли из современных обществ поднялись до их уровня? Кто-то спросит: какая польза от их соблюдения? Вот какая: Тора в той же главе вдруг прерывает список законов и объявляет от имени Творца: «Если сделаешь все, что Я говорю, то буду враждовать с твоими врагами и теснить твоих притеснителей». Отсюда следует, что, если мы не будем соблюдать Его законов, то нет на наших врагов управы. Ни в Израиле, ни в России, ни в Америке.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»