Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Письмо рава Ицхака Зильбера посвященное памяти его друга, еврея из Казани, Михаила Майданчика.

В память дорогого Миши Майданчика и его жены
Рав Ицхоку Горелику и всем остальным, кто знал и кто не знал Мишу Майданчика.
Я хочу рассказать вам, как я познакомился близко с Мишей Майданчиком, блаженна его память.

Дорогие и уважаемые друзья!

Я старался не работать в субботу. Два года я работал у одного еврея, который чинил примуса, керосинки, патефоны, велосипеды и т.п. Он согласился, чтобы я вместо субботы работал в воскресенье, и работал я целый день воскресенье. Потом начальником стал один русский. Он начал меня агитировать: неужели ты такой отсталый, что хочешь придерживаться старых законов? И в воскресенье не разрешали мне работать.
Четыре недели я работал и в субботу не приходил на работу, и меня уволили.
Это было во время, когда убили Кирова. Положение в стране было очень напряженное. Евреи приходили к моему отцу и сказали, что я ставлю его в опасность. Я испробовал все работы: охранник обязан говорить по телефону, фотограф обязан в субботу быть на работе и т.д., ничего не осталось, чтобы субботу соблюдать.
Моя мама, блаженна ее память сказала: «Ты попробуй учиться, а в субботу не будешь писать, а только слушать. Но где учиться? Я ни одного часа не учился в школе. Отец – мой единственный учитель всего еврейского – от изучения букв, весь Танах, Мишнает, Гмара.
Хотя он из Литвы – он изучил хорошо русский язык, и учил меня решать задачи по математике, а я решал эти задачи соседям: было много русских ребят соседей.
 Родился в 1917 г. И когда спросили русских ребят, учусь ли я в школе, – все отвечали: конечно, и он помогает нам решать задачи. И это чудо: я ни одного часа не учился в школе, и не заметили это.
Я стал искать место, где учиться. Нашел курсы по подготовке в ВУЗ, но они уже учились 7 месяцев.
Я пошел и попросил принять меня три дня подряд и мне сказали в конце: «Сколько можно надоедать. Сказали Вам, что невозможно!»
Я попытался пойти  четвертый раз. – был сам директор курсов – Кадыров. Он тоже ответил, что те, которые уже учатся, не успевают, как же принять еще кого-то.
Я хотел уйти. Там вертелся Миша Майданчик. Он говорит: «Б-г еще поможет!». Я его спрашиваю: «А как Б-г поможет?». Он сказал на иврите: «Аяд Ашем тикцар? – Разве рука Б-га коротка? Жди 5-6 минут. Я подождал. Хочу уйти – Майданчик говорит: «Подожди еще 5-6 минут». Я подождал. Хочу уйти, – он говорит: «Подожди еще!». Через две-три минуты пришел военный, который сейчас демобилизовался и он тоже попросил, чтобы его приняли, он в военной форме. Директор ни слова не ответил, пошел и привел учителя математики. Он проверил нас обоих и говорит: «Я не возражаю, если их примете».
Я спросил Майданчика: «Обязательно, чтобы сюда поступить, надо работать, а кто меня примет на работу?» Он говорит: «Б-г поможет – устроишься на работу».
Так получилось: я нашел еврея слесаря, который согласился меня принятии на работу, а в субботу я одевал халат рабочий, но не работал в субботу, и был принят на курсы.
Робота было до пяти часов, курсы начинаются в 5:30. Домой прихожу очень поздно. Мало времени учить, но я то, что было в последние три месяца, выучил, но не учил то, что было раньше, а экзамены начинаются.
Первый экзамен был по истории коммунистической партии. Я не видел даже учебника по истории партии: был один учебник на весь класс!
Я молился перед тем, как идти на экзамен своими словами: «Хозяин мира! Тебе известно, что я хочу соблюдать субботу, и мне кажется, что если буду математиком, смогу соблюдать. Помоги мне!». Я увидел впервые в жизни книгу по истории партии в чьих-то руках. Я взял и прочитал страницу 119 о 7-ом съезде партии: «Бухарин говорит – воевать до победы, а Ленин говорит – договориться мирным путем». Успел прочитать ст. 119 и немного 120 – и меня вызывают: «Зильбер, расскажите о 7-от съезде партии»… Поставили «хорошо». И так было со следующими предметами…
Меня приняли – я кончил университет с отличием, и работал математиком с 1 января 1941 г. до 1960 г.
Потом мы были друзьями всю жизнь с Михаилом Майданчиком. Интересно, он хотел приехать в Израиль навсегда. Но в Казани не было, кто мог бы читать Тору и он остался в Казани.
Я очень прошу, чтобы как-нибудь собрались люди и прочитали это мое письмо.
Желаю удачи вам всем и чтобы побольше притянули к еврейству.

Ицхак Зильбер.


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.