Из цикла «История еврейского народа», темы: Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Жестокость, Власть, Рим, Ирод
После семи дней траура Архелай пришел в Храм и обратился к народу со словами любви и уважения. Евреи попросили его освободить всех заключенных, томящихся в тюрьмах, а также снизить непосильное бремя налогов. Зная, что его брат Антип также стремится завладеть царской короной, Архелай обещал выполнить все народные просьбы.
У евреев появилась надежда, что Архелай не пойдет по стопам отца и постарается исправить нанесенный тем ущерб. И они обратились к Архелаю с еще одной просьбой — произнести надгробную речь по ревнителям Всевышнего, сорвавшим римского орла и убитым по приказу Ирода, а также наказать тех, кто посоветовал Ироду их казнить. Архелай выслал к народу военачальника, который от его имени сообщил, что выполнение этой просьбы пока откладывается. Народ встретил сообщение градом камней, и тогда Архелай решил кардинально изменить свою политику: спровоцировать серьезные волнения и объявить императору Августу, что евреи взбунтовались против римского владычества и только он, Архелай, сможет усмирить их и подавить мятеж. Когда множество паломников собралось на Песах в Иерусалиме во дворе Храма и радость праздника смешивалась со скорбью по поводу трагической смерти ревнителей Всевышнего, Архелай послал против евреев вооруженных наемников, которым по закону было запрещено входить во внутренние помещения Храма. Толпа выдворила их. Архелай только этого и ждал, он тут же отправил на помощь наемникам войска, которые с неимоверной жестокостью расправились с молящимися, убив во дворе Храма свыше трех тысяч человек. Почва для предстоящего визита к римскому императору была подготовлена.
Как только Архелай отправился в Рим, в стране вновь начались волнения. Для их подавления римский наместник в Дамаске Варий направил полководца Сабиния. Римлянин во главе огромной армии вступил в Иудею и подавил мятеж. По варварскому римскому обычаю около двух тысяч пленных были распяты на крестах. Варий сообщил императору Августу, что евреи восстали в ту минуту, когда Архелай покинул страну, и только Архелай может держать этот упрямый народ в повиновении.
Представители евреев также прибыли к Августу, прося его об упразднении царства в Иудее и присоединении их страны к Сирии. По совету Вария Август отклонил просьбу евреев и передал власть Архелаю, присвоив ему титул наместника. Не обладая способностями отца, Архелай унаследовал жестокость Ирода. Со временем на Архелая поступило столько жалоб, что Август был вынужден в 3766 году (6 год н.э.) выслать жестокого тирана в Галлию и присоединить Иудею к Сирии.
Правивший в Галилее Антип, второй сын Ирода, тоже отличался неимоверной жестокостью. Как и брат, он впоследствии был выслан в Галлию.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»