Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Шемая и Автальон. Гилель.

Тора в подполье

В конце правления царицы Шломит Александры Санхедрин возглавляли Шемая и Автальон. И во время войн между Гирканом и Аристобулом они были духовными вождями народа. С большим умом и тактом Шемая и Автальон примирили различные школы мудрецов, благодаря чему Тора в Израиле выдержала и период гражданских войн, и крушение государства, и разрушение Храма. В Шемае и Автальоне народ видел истинных духовных вождей. Бескомпромиссные приверженцы Торы — они сильно отличались от первосвященников, которых наместники назначали по собственному усмотрению. Талмуд рассказывает, что «однажды, на исходе Йом кипура народ сопровождал первосвященника на пути к его дому. В это время мимо проходили Шемая и Автальон. Толпа бросила первосвященника и последовала за мудрецами».

Трактат Авот доносит до нас высказывания, которые часто повторяли эти знаменитые мужи.

Шемая говорил: «Люби труд, ненавидь высокое положение и не становись известен властям».

Автальон говорил: «Мудрецы, будьте осторожны в словах, чтобы не быть осужденными на изгнание и будете высланы в место с гнилой водой; напьются ученики, идущие за вами, и умрут, и так осквернится Имя Б-жье».

Когда Помпей в 3697 году (63 год до н.э.) захватил Иерусалим и его полководец Габиний упразднил Санхедрин, мудрецы (главы Санхедрина) пользовались титулом наси только для того, чтобы освящать новомесячья и провозглашать високосные годы. С упразднением Санхедрина центром еврейской жизни стала большая ешива в Иерусалиме, которую после смерти Автальона и Шемаи возглавил Шамай.

Лев из Вавилона

Во время волнений, прокатившихся по Иудее в дни правления Ирода, учение Торы получило мощное подкрепление в лице Гилеля Вавилонского. В юности он приезжал в Иудею, чтобы учиться у Шемаи и Автальона. В тот период Гилель был очень беден, но отличался выдающимися способностями и страстным желанием учиться. Мудрецы рассказывали, что однажды он не сумел заработать денег, чтобы заплатить за вход в ешиву. Горя желанием услышать объяснения Шемаи и Автальона, Гилель спрятался на крыше ешивы возле трубы. Дело было вечером накануне шабата, пошел сильный снег. Шемая сказал Автальону: «Брат мой Автальон! Обычно в это время всегда светло, а сегодня сумрачно. Может, небо закрыто облаками?» Посмотрели они на небо и увидели на крыше около трубы человека. Поднявшись туда, они обнаружили засыпанного снегом Гилеля. Гилелю помогли спуститься, закутали его, посадили у огня. И сказали: «Этот заслуживает, чтобы из-за него нарушили шабат».

После смерти своих учителей Гилель возвратился в Вавилон и продолжал учиться там. Но, услышав о снижении уровня Торы в Эрец Исраэль, он, как Эзра в свое время, решил снова поехать туда, чтобы повлиять на народ и вернуть его на пути Торы. В то время главную иерусалимскую ешиву возглавлял Шамай — исключительный талмид хахам Это был умный человек, обладавший огромными познаниями и пользующийся большим авторитетом среди мудрецов. Однако его строгость и бескомпромиссность сдерживали столь желанное в тяжелые времена расширение круга учащихся. Ситуация требовала лидера другого типа. Им-то и стал Гилель из Вавилона.

Гилель обладал качествами, необходимыми для руководства духовной жизнью целого поколения: спокойствием и уравновешенностью, чистым восприятием мира и огромной притягательной силой, привлекавшей к нему сердца людей. В лаконичных изречениях он выражал основные принципы Торы и наставлял народ на праведный путь. И люди видели в нем опору, столь необходимую им в трудную минуту. Изречения Гилеля являлись драгоценными наставлениями для многих поколений евреев.

Когда после долгих лет отсутствия Гилель прибыл в Иудею, его имя было известно лишь немногим. Но скоро добрая молва облетела всю страну, и он был окружен заслуженным почетом. Мудрость Гилеля была признана всеми. Уважение к нему было столь глубоким, что члены семьи Бетера добровольно сложили с себя обязанности главы Санхедрина и передали Гилелю пост наси Произошло это в 3730 году (30 год до н.э.). С тех пор этот пост стал наследственным в его семье и передавался потомкам Гилеля более четырехсот пятидесяти лет. Гилель создал новую ешиву рядом с вшивой Шамая, и их ученики впоследствии назывались по имени своих великих руководителей: Бейт Шамай — школа Шамая и Бейт Гилель — школа Гилеля.

Установления Гилеля

С Шамая и Гилеля начался период танаев — мудрецов, выводящих алаху До тех пор все разногласия в толковании Торы разрешались Санхедрином Упразднение Санхедрина лишило евреев влиятельного учреждения, способного единообразно толковать закон. Между Шамаем и Гилелем почти не было разногласии. Но в последующих поколениях между мудрецами Торы умножились споры по поводу алахи и толкования Торы, которые невозможно было разрешить. И вместо того, чтобы сообщать ученикам четкие формулировки закона, мудрецы вынуждены были передавать им различные версии толкований и имена танаев, имевших разные мнения по поводу того или иного установления алахи.

Около сорока лет Гилель возглавлял ешиву и считался наси Санхедрина, хотя официально этот пост был упразднен. Ему удалось преодолеть многовековой раскол еврейского народа на адептов и противников Устной Торы. Семь принципов толкования, сформулированные им, легли в основу будущего талмудического анализа текста Писания. Гилель, по-видимому, также был первым, кто начал систематизировать и записывать Устное Учение.

Одним из известнейших установлении Гилеля является прузбол. В правление Ирода, изнурявшего народ непосильными налогами, кредиторы отказывались ссужать деньги в канун шмиты — седьмого года, который по закону Торы ликвидирует все сделанные за семилетие долги. Тем самым, оказывалась нарушенной заповедь о помощи ближнему, а экономическое положение населения становилось еще более тяжелым. Прузбол — документ, при помощи которого можно было взыскивать через суд долги даже после года шмиты, существенно облегчил положение народа.

Обладая удивительным терпением и миролюбием, Гилель смог не только обезоружить своих врагов, но и привлечь их на свою сторону. Гилель дожил до правления Архелая и умер в 3770 году (10 год н.э.) в возрасте ста двадцати лет.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.