Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
А смысл радости при физических страданиях в том, что она - великое, необычайно действенное благо для грешной души, способное очистить ее в этом мире и избавить от очищения в аду (а особенно в эти поколения, когда нет возможности совершать количество постов, установленное раби Ицхаком Лурией, благословенна его память, для покаяния, чтобы очистить душу и избавить ее от очищения в аду).

А смысл радости при физических страданиях в том, что она — великое, необычайно действенное благо для грешной души, способное очистить ее в этом мире и избавить от очищения в аду (а особенно в эти поколения, когда нет возможности совершать количество постов, установленное раби Ицхаком Лурией, благословенна его память, для покаяния, чтобы очистить душу и избавить ее от очищения в аду). Рамбан, благословенна его память, пишет в предисловии к своему комментарию к книге Ийова, что даже семьдесят лет страданий Ийова не могут идти ни в какое сравнение со страданиями души в аду в течение одного часа, ведь «огонь — одна шестидесятая и т. д.»[1]. Но так как этот мир «добротою строится»[2], небольшими страданиями в этом мире человек спасен от тяжких страданий в мире грядущем, что можно сравнить с незаметным ходом и передвижением тени на земле и движением сферы Солнца в небе, [продвигающегося в то же время на] тысячи миль, и т. д. Еще более бесконечно велика эта разница в поступенном нисхождении миров от вершин ступеней до этого физического мира. И как известно из сказанного в священной книге «3oгар» о вознесениях верхних миров под влиянием пробуждения снизу во время принесения в жертву одной птицы, голубя или горлицы, на алтаре или щепотки приношения. Так это и в отношении всех заповедей, выполняемых действием, как известно из слов раби Ицхака Лурии, благословенна его память. И об этом сказали наши мудрецы, комментируя стих: «Освящайтесь же и будьте святы»[3] — когда человек внизу освящает себя в небольшой мере, сверху его освящают в мере великой и т. д.[4]. (И как написано выше о смысле слов благословения «Освятивший нас Своими заповедями и т. д.» — [имеется в виду влияние] категории «окружающий все миры» и т. д.) Совершенно так же и в отношении вознаграждения и наказания, как сказали наши мудрецы[5]: «Заповедь сама себе служит вознаграждением и т. д.»[6] и как написано в другом месте. Знание этого нетрудно для понимающих, а тот, кто это постигнет, обретет благо.

К главе двенадцатой

[1] Земной огонь — одна шестидесятая огня адского.

[2] Тегилим, 89:3.

[3] Ваикра, 11:44.

[4] Йома, 39а.

[5] Авот, 4:2.

[6] Истинным вознаграждением праведников в раю являются не только плоды их постижения Торы и служения Всевышнему, действительное их вознаграждение — явное раскрытие в будущем мире самих заповедей, которые они исполняли на земле. И понятно, что результат заповеди, который тогда станет явным, несравненно больше, чем то действие, которым она была исполнена. И еще: удовольствие при исполнении заповеди — это также особая заповедь, и за нее есть особое вознаграждение, кроме вознаграждения за само исполнение. Понятно также, что наслаждение, которое явится этим вознаграждением в будущем, безмерно превосходит то удовольствие, которое человек испытал при исполнении заповеди.


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.