Из цикла «Словами скрытые миры», темы: Пиркей Авот, Раби Акива, Моше Айзенман
Мишна поставила перед нами «геркулесову задачу». Если בור и עם הארץ никогда не станут стремиться к святости, если для людей категорий ביישן и קפדן вдумчивое изучение Торы остается навсегда недосягаемым, если מרבה בסחורה нечего и думать о мудрости, тогда многие из нас заведомо должны признать себя побежденными. Чаще всего мы просто те, кто мы есть: порождения внешней среды, никогда не боровшиеся с достаточным энтузиазмом, плоды жизни, прожитой с удобной установкой смирения с ошибками и недостатками. Настоящие фундаментальные изменения, даже когда они вероятны, потребуют немалых лет упорного труда. Что же нам пока делать?
Возможно, подразумевается следующее. Мишна призывает нас сочетать в себе качества разных типов. ירא חטא, חסיד, לומד, מלמד и חכם — все имеют право на существование в каждом отдельном случае. Возможно, мишна говорит нам, что, когда нам не хватает гибкости, чтобы одновременно быть «несколькими людьми» (במקום שאין אנשים), быть и тем, и другим, и третьим, как нам бы того хотелось, постараемся хотя бы «быть человеком» (השתדל להיות איש), т.е. оставаться на высоте, не ударив лицом в грязь.
ГИЛЕЛЬ УЧИТ НАС, ЧЕГО НАМ СТОИТ ИЗБЕГАТЬ, И ИЗ ЭТОГО МЫ УЧИМ, ЧТО НАМ ТРЕБУЕТСЯ, ЧТОБЫ СТАТЬ МУДРЫМИ.
ОДНАКО НАМ ЕЩЕ НЕ ЗНАКОМА ПРИРОДА МУДРОСТИ. ЕЕ ИСКРЫ ЕЩЕ НЕ ДРАЗНИЛИ НАС СВОИМИ ЛОЖНЫМИ НАДЕЖДАМИ. ЕЕ ОЧАРОВАНИЕ НЕ ПРИТЯГИВАЛО НАС СО СВОЙСТВЕННОЙ ЕМУ НЕУМОЛИМОСТЬЮ. НАМ УЖЕ ИЗВЕСТНО КОЕ-ЧТО ИЗ ТОГО, ЧТО МЫ ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ, НО САМА ЦЕЛЬ ВСЕ ЕЩЕ ТУМАННА.
РАБИ АКИВА, УЧЕНИК УЧЕНИКОВ РАБИ ЙОХАНАНА БЕН ЗАКАЯ, УЧЕНИКА ГИЛЕЛЯ, БЕРЕТСЯ ЗАПОЛНИТЬ ЭТОТ ПРОБЕЛ. ТРАКТАТ ПИРКЕЙ АВОТ СОХРАНИЛ ЕГО СЛОВА О МУДРОСТИ.
СО СМЕРТЬЮ РАБИ АКИВЫ ИССЯКЛИ מעיינות החכמה — «ИСТОЧНИКИ МУДРОСТИ» (ТРАКТАТ СОТА 49Б). ХОРОШЕНЬКО ПРИСЛУШАЕМСЯ! УГЛУБИМ СВОИ ПОЗНАНИЯ И НАУЧИМСЯ ЛЮБИТЬ И СТРАСТНО СТРЕМИТЬСЯ К СОКРОВИЩУ, ПОДЖИДАЮЩЕМУ НАС НА КРАЮ НЕДОСЯГАЕМОГО.
Авот 3:13
НАСМЕШЛИВОСТЬ И ЛЕГКОМЫСЛИЕ ПРИУЧАЮТ К БЕЗНРАВСТВЕННОСТИ. |
שחוק וקלות ראש מרגילין לערוה |
УСТНЫЙ ЗАКОН, ПЕРЕДАВАЕМЫЙ ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ, — ОГРАДА ДЛЯ ТОРЫ. |
מסורת סייג לתורה |
ОТДЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИНЫ — ОГРАДА ДЛЯ БОГАТСТВА. |
מעשרות סייג לעושר |
ОБЕТЫ — ОГРАДА ДЛЯ ВОЗДЕРЖАНИЯ. |
נדרים סייג לפרישות |
ОГРАДА ДЛЯ МУДРОСТИ — МОЛЧАНИЕ. |
סייג לחכמה שתיקה |
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь
Рав Гедалия Спинадель
Творец укрепил сердце фараона, чтобы тот не отпускал евреев. Почему Он стал это делать именно после шестой казни?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваэра
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо