Из цикла «Тания», темы: Раби Шнеур-Залман из Ляд, Каббала, Тания, Шма Исраэль, Любовь к Б-гу
Хотя в деталях категории сокровения и утаения света Эйн Соф [ — Всевышнего], благословен Он, при поступенном нисхождении миров, пока не был сотворен этот материальный мир, есть неимоверное количество разных видов, как известно вкушающим от Древа жизни[1]. Однако в общем есть три вида сильных общих ограничений для трех видов общих миров, а в каждом общем из них [миров] есть несметное количество частностей. И это — три мира: Бриа, Йецира, Асия. Ибо мир Ацилут — сама Б-жественность. И для сотворения мира Бриа, то есть души и высших ангелов, которые служат Всевышнему в категории Хабад, в них облекающейся, и от нее постигают и принимают, сначала было огромное ограничение, как о том говорилось
выше. Также и от мира Бриа к миру Йецира. Ибо очень и очень небольшой свет, облекающийся в мире Бриа, все же бесконечен по отношению к миру Йецира, и в мире Йецира он может облечься лишь через сжатие и утаение, а также и от Йецира к Асия (в другом месте приведено подробное объяснение этих трех сжатий, дабы это стало более понятным нашему слабому разуму). Цель же всех сжатий — сотворение материального человеческого тела и покорение стороны «ситра ахра», дабы проявилось преимущество света над тьмой, когда человек единственно ко Всевышнему возносит свою Б-жественную и витальную душу, и ее одеяния, и все силы тела, как о том подробно говорилось выше[2]. Ибо в том цель поступенного нисхождения миров.
И «как в воде — лицо к лицу», так же, как Всевышний как бы отодвинул и удалил в одну сторону, если говорить, пользуясь сравнением, Свой великий беспредельный свет и скрыл и утаил его в трех видах разных сжатий — все это из любви к нижнему человеку, для того, чтобы возвысить его ко Всевышнему, ибо «любовь побуждает плоть», тем более и тем более, вне всякого сравнения, человеку также подобает оставить и покинуть все, что у него есть, от души и до тела, и всем пренебречь, дабы стать приверженным к Нему, благословенному, приверженностью, страстью и желанием, и ничто не должно этому препятствовать, ни изнутри, ни извне, ни тело, ни душа, ни имущество и ни жена и дети.
И в связи с этим понятно основание и смысл установления мудрецов, предписавших произносить благословения при чтении «Шма», два до него и т. д.[3]. Казалось бы, они совершенно не имеют со «Шма» ничего общего, как замечают раби Шломо Адрет и остальные кодификаторы. Почему же они названы благословениями «Шма» и почему постановлено читать их именно перед «Шма»? Но основное назначение «Шма» — исполнить написанное: «…всем сердцем твоим» — «Обоими твоими влечениями и т. д.»[4], то есть устоять против всего, что препятствует любви ко Всевышнему. А «сердце твое» — это жена и дети, так как сердце человека по природе своей привязано к ним, как истолковали наши мудрецы, благословенна их память, слова: «Он сказал, и свершилось»[5] — это жена, «Он повелел, и стало» — это дети[6], а «душа твоя и имущество твое» — буквально то, что необходимо для жизни и пропитания, — все нужно забросить ради любви ко Всевышнему.
Но как достигнет человек из плоти такого свойства? Для этого сначала постановили читать [благословение] «Йоцер ор». А там сказано и повторно подробно говорится об ангелах, стоящих в вершине мира, и о порядке их служения, чтобы показать величие Всевышнего, то, как все они отвергают самих себя перед светом Его, благословенного, и произносят в трепете и т. д., и святят и т. д., и говорят в трепете: «Свят[7] и т. д.»[8]. То есть — что Он отделен от них и не облекается в них явно, но «слава Его наполняет всю землю», и это — Собрание Израиля наверху[9] и народ Израиля внизу, как о том говорилось выше. А также и «офаним и хайот гакодеш[10] с великим шумом… Благословенна слава Всевышнего из места Его»[11], ибо они не знают и не постигают места Его, и как сказано: «Ибо только Он высок и свят»[12].
А затем следует второе благословение: «Вечной любовью Ты нас возлюбил, Б-г, Всевышний наш». То есть Он оставил все верхнее воинство святых [ангелов] и поместил Свою Шхину у нас, дабы она называлась нашим Б-гом, как [сказано]: «Б-г Аврагама и т. д.», как о том говорилось выше. А именно — так как «любовь побуждает плоть», и потому она названа вечной любовью, и это — категория ограничения беспредельного света Его, благословенного, дабы Он облекся категорией ограничения, называемой олам [«мир», или «вечный»], ради любви народа Его, Израиля, дабы привлечь евреев к Нему, дабы были они включены в единственность и единство Его, благословенного. И об этом сказано: «Великим и превосходящим меру сочувствием»[13] — больше, чем близость к Б-гу, ко всему верхнему воинству, [и далее]: «…и нас Ты избрал из всякого народа и языка» — это вещественное тело, по своей вещественности подобное телам неевреев, «…и приблизил нас… дабы мы благодарили и т. д.» — объяснение благодарения будет приведено в другом месте — «…и провозглашали Твое единство»[14], дабы включиться в единство Его, благословенного, как о том говорилось выше.
И вот, когда разумеющий вникнет в эти слова глубиною сердца и ума, тогда сама собой, «как в воде — лицо к лицу», разгорится душа его и облечется духом великодушным[15], дабы добровольно пойти на то, и оставить и покинуть все, что этому препятствует, и стать приверженным лишь Ему, благословенному, и включиться в свет Его приверженностью, страстью и т. д., категорией поцелуев и единением духа с духом, как о том говорилось выше.
А как происходит единение духа с духом, о том сказано: «И да будут эти слова… на сердце твоем, и говори о них и т. д.»[16], как написано в книге «Эц хаим», что единение категорий поцелуев — в основном единство Хабад с Хабад, и это — углубленное изучение Торы, а уста — это исход духа и его явное раскрытие, а именно — категория речи при изучении Торы. Ибо «исходящим из уст Всевышнего живет человек»[17]. И во всяком случае обязанность изучать Тору не исполняется одной лишь мыслью и углубленным изучением, пока человек не произнесет [изучаемое] устами, дабы привлечь книзу свет Эйн Соф [ — Всевышнего], благословен Он, до витальной души, местящейся в крови человека, образующейся из неживого, растительного и животного, дабы все возвысить ко Всевышнему вместе со всем миром и [все] включить в единство и свет Его, благословенного, и он осветит землю и живущих на ней категорией явного раскрытия: «И откроется слава Всевышнего, и увидит всякая плоть и т. д.»[18], ибо в том цель поступенного нисхождения всех миров, дабы слава Всевышнего наполнила всю эту землю именно явным раскрытием, дабы тьма обратилась в свет, а горечь — в сладость, как о том подробно говорилось выше[19]. И в этом цель и смысл служения человека — привлечь книзу свет Эйн Соф [ — Всевышнего], благословен Он, и только сначала [для этого] необходимо вознесение «женских вод»[20] — отдать душу и все, что имеешь, как о том говорилось выше.
[1] Изучающим Кабалу.
[2] В гл. 35—47.
[3] Мишна, Брахот, 1:4.
[4] Брахот, 54а. Влечением к добру и влечением ко злу. Последним также можно служить Всевышнему, отвергая зло. «Всем сердцем» в оригинале — левавха, с двумя буквами «бейт», и эти две буквы «бейт» указывают на то, что речь идет о двух категориях, связанных с сердцем, то есть два влечения, как это истолковывают наши мудрецы.
[5] Тегилим 33, 9.
[6] Шабат, 152а.
[7] Йешаягу, 6:3.
[8] Из утренних молитв.
[9] Сфира Малхут в мире Ацилут.
[10] Различные ступени ангелов. Ангелы высшей ступени, срафим, обладают постижением более высокого порядка, поэтому они восхваляют Всевышнего, Который выше того, чтобы иметь отношение к сотворенным, и говорят: «Свят» — отделен и бесконечно возвышен. Офаним этого не постигают, поэтому их восхваление не интеллектуально, а эмоционально, и, так как эмоции более сильно ощутимы, чем интеллектуальное восприятие, об их восхвалении сказано: «с великим шумом».
[11] Йехезкель, 3:12.
[12] Из молитв.
[13] Из молитв.
[14] Из молитв.
[15] Величайшей самоотверженностью.
[16] Первый отрывок молитвы «Шма» (Дварим, 6:4—9).
[17] Дварим, 8:3.
[18] Йешаягу, 40:5.
[19] В гл. 36 и 37.
[20] См. конец гл. 10.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи пришли в Египет со своими семьями. При этом они незримо объединились вокруг праотца Яакова. Дух наших праотцев — это секрет бессмертия народа Израиля.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин
Пожалуйста, скажи евреям, чтобы они попросили золота у египтян!
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Бенцион Зильбер
Ненависть к чужаку со временем проходит, если он и его потомки ассимилируются. Но у евреев всё наоборот: отказ от многовековых традиций приводит к вспышке антисемитизма. Почему это происходит?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Йохевед и Пуа рисковали жизнью, нарушая приказ фараона убивать еврейских младенцев. Кто спас одного человека — как будто спас весь мир.
Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»
Перевод ключевых слов и комментариев