Из цикла «Тания», темы: Раби Шнеур-Залман из Ляд, Каббала, Тания, Шма Исраэль, Любовь к Б-гу
Хотя в деталях категории сокровения и утаения света Эйн Соф [ — Всевышнего], благословен Он, при поступенном нисхождении миров, пока не был сотворен этот материальный мир, есть неимоверное количество разных видов, как известно вкушающим от Древа жизни[1]. Однако в общем есть три вида сильных общих ограничений для трех видов общих миров, а в каждом общем из них [миров] есть несметное количество частностей. И это — три мира: Бриа, Йецира, Асия. Ибо мир Ацилут — сама Б-жественность. И для сотворения мира Бриа, то есть души и высших ангелов, которые служат Всевышнему в категории Хабад, в них облекающейся, и от нее постигают и принимают, сначала было огромное ограничение, как о том говорилось
выше. Также и от мира Бриа к миру Йецира. Ибо очень и очень небольшой свет, облекающийся в мире Бриа, все же бесконечен по отношению к миру Йецира, и в мире Йецира он может облечься лишь через сжатие и утаение, а также и от Йецира к Асия (в другом месте приведено подробное объяснение этих трех сжатий, дабы это стало более понятным нашему слабому разуму). Цель же всех сжатий — сотворение материального человеческого тела и покорение стороны «ситра ахра», дабы проявилось преимущество света над тьмой, когда человек единственно ко Всевышнему возносит свою Б-жественную и витальную душу, и ее одеяния, и все силы тела, как о том подробно говорилось выше[2]. Ибо в том цель поступенного нисхождения миров.
И «как в воде — лицо к лицу», так же, как Всевышний как бы отодвинул и удалил в одну сторону, если говорить, пользуясь сравнением, Свой великий беспредельный свет и скрыл и утаил его в трех видах разных сжатий — все это из любви к нижнему человеку, для того, чтобы возвысить его ко Всевышнему, ибо «любовь побуждает плоть», тем более и тем более, вне всякого сравнения, человеку также подобает оставить и покинуть все, что у него есть, от души и до тела, и всем пренебречь, дабы стать приверженным к Нему, благословенному, приверженностью, страстью и желанием, и ничто не должно этому препятствовать, ни изнутри, ни извне, ни тело, ни душа, ни имущество и ни жена и дети.
И в связи с этим понятно основание и смысл установления мудрецов, предписавших произносить благословения при чтении «Шма», два до него и т. д.[3]. Казалось бы, они совершенно не имеют со «Шма» ничего общего, как замечают раби Шломо Адрет и остальные кодификаторы. Почему же они названы благословениями «Шма» и почему постановлено читать их именно перед «Шма»? Но основное назначение «Шма» — исполнить написанное: «…всем сердцем твоим» — «Обоими твоими влечениями и т. д.»[4], то есть устоять против всего, что препятствует любви ко Всевышнему. А «сердце твое» — это жена и дети, так как сердце человека по природе своей привязано к ним, как истолковали наши мудрецы, благословенна их память, слова: «Он сказал, и свершилось»[5] — это жена, «Он повелел, и стало» — это дети[6], а «душа твоя и имущество твое» — буквально то, что необходимо для жизни и пропитания, — все нужно забросить ради любви ко Всевышнему.
Но как достигнет человек из плоти такого свойства? Для этого сначала постановили читать [благословение] «Йоцер ор». А там сказано и повторно подробно говорится об ангелах, стоящих в вершине мира, и о порядке их служения, чтобы показать величие Всевышнего, то, как все они отвергают самих себя перед светом Его, благословенного, и произносят в трепете и т. д., и святят и т. д., и говорят в трепете: «Свят[7] и т. д.»[8]. То есть — что Он отделен от них и не облекается в них явно, но «слава Его наполняет всю землю», и это — Собрание Израиля наверху[9] и народ Израиля внизу, как о том говорилось выше. А также и «офаним и хайот гакодеш[10] с великим шумом… Благословенна слава Всевышнего из места Его»[11], ибо они не знают и не постигают места Его, и как сказано: «Ибо только Он высок и свят»[12].
А затем следует второе благословение: «Вечной любовью Ты нас возлюбил, Б-г, Всевышний наш». То есть Он оставил все верхнее воинство святых [ангелов] и поместил Свою Шхину у нас, дабы она называлась нашим Б-гом, как [сказано]: «Б-г Аврагама и т. д.», как о том говорилось выше. А именно — так как «любовь побуждает плоть», и потому она названа вечной любовью, и это — категория ограничения беспредельного света Его, благословенного, дабы Он облекся категорией ограничения, называемой олам [«мир», или «вечный»], ради любви народа Его, Израиля, дабы привлечь евреев к Нему, дабы были они включены в единственность и единство Его, благословенного. И об этом сказано: «Великим и превосходящим меру сочувствием»[13] — больше, чем близость к Б-гу, ко всему верхнему воинству, [и далее]: «…и нас Ты избрал из всякого народа и языка» — это вещественное тело, по своей вещественности подобное телам неевреев, «…и приблизил нас… дабы мы благодарили и т. д.» — объяснение благодарения будет приведено в другом месте — «…и провозглашали Твое единство»[14], дабы включиться в единство Его, благословенного, как о том говорилось выше.
И вот, когда разумеющий вникнет в эти слова глубиною сердца и ума, тогда сама собой, «как в воде — лицо к лицу», разгорится душа его и облечется духом великодушным[15], дабы добровольно пойти на то, и оставить и покинуть все, что этому препятствует, и стать приверженным лишь Ему, благословенному, и включиться в свет Его приверженностью, страстью и т. д., категорией поцелуев и единением духа с духом, как о том говорилось выше.
А как происходит единение духа с духом, о том сказано: «И да будут эти слова… на сердце твоем, и говори о них и т. д.»[16], как написано в книге «Эц хаим», что единение категорий поцелуев — в основном единство Хабад с Хабад, и это — углубленное изучение Торы, а уста — это исход духа и его явное раскрытие, а именно — категория речи при изучении Торы. Ибо «исходящим из уст Всевышнего живет человек»[17]. И во всяком случае обязанность изучать Тору не исполняется одной лишь мыслью и углубленным изучением, пока человек не произнесет [изучаемое] устами, дабы привлечь книзу свет Эйн Соф [ — Всевышнего], благословен Он, до витальной души, местящейся в крови человека, образующейся из неживого, растительного и животного, дабы все возвысить ко Всевышнему вместе со всем миром и [все] включить в единство и свет Его, благословенного, и он осветит землю и живущих на ней категорией явного раскрытия: «И откроется слава Всевышнего, и увидит всякая плоть и т. д.»[18], ибо в том цель поступенного нисхождения всех миров, дабы слава Всевышнего наполнила всю эту землю именно явным раскрытием, дабы тьма обратилась в свет, а горечь — в сладость, как о том подробно говорилось выше[19]. И в этом цель и смысл служения человека — привлечь книзу свет Эйн Соф [ — Всевышнего], благословен Он, и только сначала [для этого] необходимо вознесение «женских вод»[20] — отдать душу и все, что имеешь, как о том говорилось выше.
[1] Изучающим Кабалу.
[2] В гл. 35—47.
[3] Мишна, Брахот, 1:4.
[4] Брахот, 54а. Влечением к добру и влечением ко злу. Последним также можно служить Всевышнему, отвергая зло. «Всем сердцем» в оригинале — левавха, с двумя буквами «бейт», и эти две буквы «бейт» указывают на то, что речь идет о двух категориях, связанных с сердцем, то есть два влечения, как это истолковывают наши мудрецы.
[5] Тегилим 33, 9.
[6] Шабат, 152а.
[7] Йешаягу, 6:3.
[8] Из утренних молитв.
[9] Сфира Малхут в мире Ацилут.
[10] Различные ступени ангелов. Ангелы высшей ступени, срафим, обладают постижением более высокого порядка, поэтому они восхваляют Всевышнего, Который выше того, чтобы иметь отношение к сотворенным, и говорят: «Свят» — отделен и бесконечно возвышен. Офаним этого не постигают, поэтому их восхваление не интеллектуально, а эмоционально, и, так как эмоции более сильно ощутимы, чем интеллектуальное восприятие, об их восхвалении сказано: «с великим шумом».
[11] Йехезкель, 3:12.
[12] Из молитв.
[13] Из молитв.
[14] Из молитв.
[15] Величайшей самоотверженностью.
[16] Первый отрывок молитвы «Шма» (Дварим, 6:4—9).
[17] Дварим, 8:3.
[18] Йешаягу, 40:5.
[19] В гл. 36 и 37.
[20] См. конец гл. 10.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.