Из цикла «Тания», темы: Раби Шнеур-Залман из Ляд, Душа, Радость, Тания, Вера, Связь с Творцом
И еще одна [мысль] будет истинной радостью души, особенно когда в определенное время человек видит в душе своей необходимость очищения и освещения ее радостью сердца, тогда он углубится мыслью и представит себе воображением, разумом и пониманием своим истинное единство Его, благословенного, как Он наполняет все миры, верхние и нижние, и даже всю эту землю наполняет слава Его, благословенного, и все перед Ним как совершенно несуществующее[1], Он абсолютно один наверху и внизу, так же как был Он один до шести дней творения. И в этом пространстве, в котором сотворен этот мир, небеса и земля, и все воинства их, Он один наполняет это пространство, и сейчас Он также один, абсолютно без всякого изменения, ибо все творения перед Ним совершенно не имеют существования, как не имеют существования буквы речи и мысли в источнике и корне своем — в сути души и сущности ее, они же — десять ее категорий: Хохма [мудрость], Бина [понимание] и Даат [знание] и т. д., ибо до их поступенного нисхождения к одеянию мысли нет в них еще категории букв (как об этом говорится подробно в гл. 20 и 21, смотри там). И как приводится также в другом месте аналогия этому из-вещественного мира — отсутствие существования свечения и света солнца в источнике его, солнечном шаре, находящемся в небе. Ибо нет сомнения в том, что и там его свечение и свет светит и распространяется, и гораздо сильнее, чем его распространение и свет в мировом пространстве, но там он теряет существование, [так как находится] в своем источнике и как бы совершенно не существует.
Точно так же, как в этом сравнении, мир и все, что его наполняет, не существует по отношению к Источнику своему, свету — Эйн Соф [ — Всевышнего], благословен Он, и как о том говорится подробно в другом месте.
И если человек будет много и глубоко размышлять об этом, сердце его возрадуется, и возликует душа его, и возликует и воспоет он всем сердцем и душой неописуемо в этой вере, ибо она велика, ибо это — настоящая близость к Б-гу. И в этом — весь человек и цель его сотворения и сотворения всех миров, верхних и нижних, — быть жилищем Ему в нижних, как об этом подробно говорится далее[2].
И вот, [если представить себе], как велика радость простого, низкорожденного человека, ставшего близким к земному королю, гостящему у него и живущему с ним в его доме, тем более несравненно [велика она] при близости и пребывании [в нас] Короля королей, Всевышнего, как написано: «Кто тот, чье сердце побуждает приблизиться ко Мне, говорит Всевышний?»[3].
И потому [мудрецы] постановили, [что следует] воздавать хвалу и благодарение имени Его, благословенного, каждое утро и говорить: «Блаженны мы, как хороша доля наша… и как прекрасно наследие наше»[4], так же как человек веселится и радуется наследству, тому, что ему досталось большое богатство, для достижения которого он не трудился, так — и неизмеримо более того — мы должны радоваться нашему наследию, которое мы получили от наших праотцев, и это — [познание] единства истинного Б-га и [того, что] даже под землей нет ничего, кроме Него, и что это — Его жилище в нижних[5].
И сказали о том наши мудрецы[6]: «Шестьсот тринадцать заповедей даны Израилю. Пришел Хавакук и свел их к одной, как написано: “А праведник верой своей будет жить”[7]», — как будто есть лишь одна заповедь — и это только вера, ибо только верой человек достигает исполнения 613 заповедей, а именно — когда сердце его будет веселиться и радоваться вере в единого Б-га предельной радостью, как будто есть у него только эта заповедь, и она одна — цель его сотворения и сотворения всех миров, тогда душа его, полная силы и витальности, порожденной этой великой радостью, высоко вознесется над всеми преградами, препятствующими исполнению всех 613 заповедей, — как над внутренними, так и над внешними.
И об этом сказано: «Верой своей будет жить» — именно «будет жить», подобно воскресению из мертвых, оживет душа его этой великой радостью. И радость эта удваивается еще и еще, ибо, кроме радости разумной души от близости ко Всевышнему и Его пребывания с ней, возрадуется она вдвойне от радости Всевышнего и великого удовольствия, которае она доставляет Ему, благословенному, этой верой, благодаря которой на самом деле покоряется сторона «ситра ах-ра» и тьма обращается в свет, и это — тьма «клипот», которые [находятся] в этом вещественном мире и затемняют и заслоняют свет Его, благословенного, до скончания времен, как сказано: «Поставил Он тьме предел»[8] (это сказано о конце дней, когда [Всевышний] уничтожит дух нечистоты на земле, и раскроется слава Всевышнего, и увидит всякая плоть вкупе, как объясняется далее), а особенно в землях народов мира, воздух которых нечист и полон «клипот», и [властвует там] «ситра ахра». Нет для Него, благословенного, большего удовольствия, чем удовольствие и радость от преобладания света, происходящего именно от тьмы. И об этом написано: «Возрадуется Израиль в Создавшем его»[9], что значит — каждый, кто родился евреем, должен радоваться радостью Всевышнего, Который веселится и радуется жилищу Своему в нижних, представляющих собой непосредственно сферу вещественного мира Асия (мира Действия). Потому в оригинале «в Создавшем его» написано во множественном числе [осав]. Здесь имеется в виду этот вещественный мир, который полон «клипот» и «ситра ахра» и называется «владением многих» и «горами разделения»[10], силой же этой веры они обращаются в свет и становятся «владением одного» — единства Его, благословенного.
[1] В связи с этим возникает вопрос, существует ли сотворенное. Ответ неоднозначен. Есть как бы два измерения, в которых следует рассматривать существование мира. Они называются на ячыке хасидизма «верхнее мнение» и «нижнее мнение». Если смотреть «со стороны Б-га», то ничто не существует, кроме Него («верхнее мнение»). Согласно «нижнему мнению», тому, как видят сотворенные, мир сущестнует, но не собственным существованием — существование его постоянно возобновляется, и мир — ничто по сравнению со своим Источником. Выше всех вершин, в сущности Б-га, оба эти мнения одинаково истинны. Все же в основании, в самом ядре своем, более истинно «верхнее мнение». На практике же следует к этому относиться так, как сказано в книге Тания, часть 1, в конце гл. 13 об истинности любви у средних и о «срединном запоре», объединяющем все ступени.
[2] В гл. 36.
[3] Ирмеягу, 30:21.
[4] Из молитв.
[5] Создать Всевышнему «жилище в нижних», то есть в нижнем физическом мире, — цель сотворения, чтобы творения познали, что «нет ничего, кроме Него» и целиком были Ему преданы.
[6] Макот, 24а.
[7] Хавакук, 2:4.
[8] Ийов, 28:3.
[9] Тегилим, 149:2. В этой фразе двойной смысл: радость снизу и радость сверху. Возрадуется Израиль во Всевышнем (радость снизу), Который радуется его, Израиля, делам (радость сверху), тому, что Израиль, хотя он также часть мира Действия, вещественного мира Асия, создает Ему «жилище в нижних», покоряя зло и обращая его в добро.
[10] Сотворенный мир множественен, и у каждого творения свой Создатель — Всевышний. Потому слово беосав («в Создавшем его») написано во множественном числе. (Из объяснений последнего Любавичского Ребе.)
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?