Из цикла «Тания», темы: Раби Шнеур-Залман из Ляд, Грешник, Тания, Упрек, Любовь к ближнему
И осуществление всего вышесказанного — презрение и отвращение к телу[1] и радость, связанная только с душой, — путь прямой и легкий для того, чтобы прийти к исполнению заповеди «Люби ближнего своего, как самого себя»[2], [доступный] каждой еврейской душе, как великой, так и малой.
А достигнув презрения и отвращения к телу, кто постигнет вполне[3] величие и достоинство души и духа[4], корень и источник которых в Б-ге жизни! Все они равны, и у всех один Отец, поэтому все евреи названы братьями в полном смысле слова, так как души их коренятся в едином Б-ге и только тела разделены. И потому у тех людей, для которых телесное — основное, а духовное — второстепенное, не может быть истинных любви и братства, у них может быть любовь, лишь пока есть то, чем она обусловлена.
Именно это имел в виду Гилель Газакен, сказав об исполнении этой заповеди: «В этом — вся Тора, а все остальное — лишь комментарий и т. д.»[5]. Ибо основа и корень.всей Торы в том, чтобы поднять и возвысить душу намного выше тела, [так, чтобы поднять ее] до святости и корня всех миров, а также чтобы привлечь свет — Эйн Соф [ — Всевышнего], благословен Он, к Собранию Израиля, как говорится далее[6], то есть — к источнику душ всех евреев, чтобы он стал «единым в Едином»[7]. Но это невозможно, если есть разделение между душами, да сохранит Всевышний, ибо Всевышний, благословен Он, не пребывает в несовершенном, как сказано в молитве: «Благослови нас, Отец наш, всех как единого в свете лика Твоего»[8] и как о том же подробно говорится в другом месте.
А что касается сказанного в Гмаре[9], что тот, кто видит, как товарищ его грешит, должен его возненавидеть и учителю своему должен сказать, чтобы и он его возненавидел, то там имеется в виду товарищ, который вместе с ним изучает Тору и [исполняет] заповеди и по отношению к которому он уже исполнил заповедь «Увещевай товарища своего»[10], то есть того, кто вместе с тобой[11] изучает Тору и [исполняет] заповеди, и все же тот не отвратился от своих грехов, как написано в книге «Харейпим». В том же — случае, когда другой ему не товарищ по учебе и не родственник, [он должен относиться к нему так, как] сказал Гилель f а-закен: «Будь учеником Аг арона, любящим мир… любящим сотворенных и привлекающим их к Торе»[12]. И значит, даже людей, далеких от Торы Всевышнего и от служения Ему, называемых потому просто «сотворенными», нужно привлекать крепкими узами любви, и все это в надежде, что удастся приблизить их к Торе и к служению Всевышнему. И даже если нет, [тот, кто так поступает], не теряет своего вознаграждения за исполнение заповеди о любви к ближним.
И то же в отношении родственников, которых он пытался увещевать и которые не отвратились от своих грехов, их предписывается ненавидеть, но их следует также и любить. И оба [эти чувства] истинны, ненависть ко злу, которая в них[13], и любовь к доброму началу, в них скрытому[14], — к Б-жественной искре в них, оживляющей их Б-жественную душу. Нужно также побуждать сердце к состраданию [по отношению к их Б-жественной душе], ибо она находится в изгнании, [погруженная] во зло стороны «ситра ахра», которое у грешников одерживает верх над ней [Б-жественной душой]. И сострадание уничтожает ненависть и пробуждает любовь, как известно из сказанного о Яакове, искупившем Аврагама[15]. (А что касается царя Давида, мир ему, сказавшего: «Всей душой я их возненавидел и т. д.»[16], то он имел в виду еретиков и безбожников, не имеющих доли в Б-ге Израиля[17], как сказано в Гмаре, в трактате Шабат, начало гл. 16.)
[1] Здесь под словом «тело» подразумевается также и душа, оживляющая тело и связанная с удовлетворением телесных потребностей, — животная душа человека.
[2] Ваикра, 19:18.
[3] Человек может казаться ничтожным, но в корне и источнике своем душа его велика. Это основание для того, чтобы любить любого еврея.
[4] Имеются в виду ступени Б-жественной души: нефеш — ступень, связанная с действием, и руах — ступень, связанная с чувством и с сердцем.
[5] Шабат, 31а. Однажды пришел нееврей и сказал: «Введи меня в еврейскую веру, объяснив всю Тору, пока я стою на одной ноге». И он ввел его в еврейство, сказал ему: «То, чего ты не любишь, не делай другим. В этом — вся Тора, а все остальное — лишь комментарий. Иди и изучай».
[6] В гл. 41.
[7] Зогар, часть 2, стр. 135а.
[8] Из молитвы «Амида» («Шмонэ-эсрэ»).
[9] Швуот, ЗОа.
[10] Ваикра, 19:17.
[11] Слово амитеха («товарища своего») истолковывается как им итха — «вместе с тобой».
[12] Авот, 1:12.
[13] Однако если человек невежественный, нельзя его ненавидеть из-за того, что в нем есть дурные стороны.
[14] Даже в абсолютном грешнике есть скрытое добро, как говорилось в гл. 18 и 19.
[15] Йешаягу, 29:22. Аврагам — категория Хесед (любовь, близость к Б-гу), а Яаков — категория Рахамим (сострадание, милосердие). Когда Хесед не в состоянии проявиться, Рахамим, свойство Яакова, может способствовать ее раскрытию, «искупить».
[16] Тегилим, 139:22.
[17] Царь Давид был одновременно и судьей, поэтому он мог так выразиться. Что же касается всех остальных людей — если человек видит в другом качества, судя по которым кажется ему, что он из тех, кто «не имеет доли в Б-ге Израиля», — следует учесть, что лишь Всевышнему известны мысли людей и преднамеренность их действий. Возможно, что в их мыслях и намерениях есть нечто, в связи с чем они не относятся к подобной категории. (Из бесед последнего Любавичского Peбе)
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Корах»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
За общественным протестом всегда скрываются конкретные лидеры. Важно уяснить себе, что движет этими людьми, забота о народе или личные амбиции.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эрец-Исраэль находилась буквально под носом у евреев, вышедших из Египта. Однако они предпочли остаться в пустыне.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о мятеже против Моше и Аарона, поднятом Корахом. Корах — один из самых богатых людей в истории, еврей знатного происхождения, двоюродный брат Моше, знаток Торы — недовольный скромным положением, которое он занял в общине, обвинил Моше в узурпации власти и заявил, что все евреи равно святы и потому не только коэны, но все сыны Израиля имеют право на служение в Храме. К «борцу за справедливость» присоединилось двести пятьдесят человек. Моше предложил, чтобы Корах и его сторонники вознесли перед Всевышним воскурение, каждый — на своем совке, и чтобы то же сделал Аарон, а Б-г укажет, кто из них делает это по праву. Всевышний разгневался и хотел уничтожить всю общину, но благодаря мольбам Моше и Аарона наказание пало только на мятежников и их семьи.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Кем-кем, а глупцом Корах не был. Что заставило уважаемого человека из хорошей семьи организовать бунт против лидеров еврейского народа?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Корах пытался поднять бунт. Он опирался на галахические вопросы, чтобы отнять власть у Моше, избранного Б-гом лидера.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Запрет наколок, шаатнез, выбривать виски...
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Корах
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу
Рав Арье Кацин
Коментарии Льва Кацина
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Корах принял решение выступить против Моше-рабейну после того, как был закончен подсчет сыновей Израиля и распределение их по лагерям-«знаменам».