Один еврей, владелец типографии, напечатал Хумаш (Пятикнижие) со своими личными комментариями и решил показать издание известному раввину, чтобы тот, оценив его творчество по достоинству, написал хорошее предисловие-рекомендацию, свидетельствующее о том, что книгу стоит купить и прочитать.
Рав просмотрел комментарий и не нашел в нем ни одной новой здравой мысли. Захлопнув книгу, он взглянул на автора с восхищением:
— Как умно! Какое оригинальное решение! Как мудро! Какой замечательный ход!
Издатель был приятно удивлён такой реакцией рава. Демонстрируя свою скромность, он сказал:
— Вам так нравится?
-Да! Да! — воскликнул рав. — Это просто гениальная идея — напечатать твой комментарий вместе с текстом Хумаша. Теперь нет никакой возможности выкинуть его в мусорное ведро…
Однажды ребе уговаривал одного еврея, зарабатывающего нелегальной перевозкой через границу разнообразных товаров, закрыть его опасный бизнес.
— Эта деятельность подвергает опасности жизнь твоей семьи. Если тебя схватят, то непременно приговорят к длительному заключению в Сибири, и вся семья останется без средств к существованию. Ты должен найти другой способ зарабатывать — разрешенный и не такой опасный, — убеждал ребе.
Еврей подумал, подумал и согласился:
— Хорошо, я перестану заниматься запрещенными перевозками и найду себе другое занятие. Но завтра мне необходимо в последний раз перевезти груз через границу. Владелец уже дал мне задаток. Я не могу его подвести. Я обещал.
Ребе усмехнулся и сказал:
— Ты ведешь себя как гер, который уже окончательно решил исполнять заповеди Торы. Рав разъяснил ему еврейские законы, а он заявил, что готов следовать им. Неожиданно, уже придя в еврейский суд, для того чтобы ему сделали обрезание, он вдруг вспомнил, что у него дома осталось немного сала и воскликнул:
— Ой! Подождите! Через полчаса я вернусь! Я вспомнил, что у меня дома еще остался кусок свинины. Будет жаль его выбрасывать. Мне необходимо полчаса! Я только сбегаю домой и съем этот кусок, пока мне еще можно, а потом сразу же вернусь, и вы сделаете мне обрезание…
Сын известного рава Йоси Бера Соловейчика был помолвлен с дочкой одного очень богатого еврея. Приданное, которое он должен был получить, было по тем временам огромным — три тысячи рублей.
На следующий день рав Йоси Бер услышал, как жених хвастает суммой приданного перед своими друзьями.
-Тебе на самом деле нечем гордится, — сказал он сыну. — Это я «получил» большое приданное, а не ты.
— Но, папа, ты же «стоишь» гораздо больше! — пошутил жених.
— Ты прав, сын, но что делать. Ты тоже часть соглашения. А я один, конечно, «получил» бы гораздо больше.
В синагоге рава Айзика, прозванного Хариф, однажды решил сказать небольшой спич о недельной главе Торы очень косноязычный человек. Его запутанная сбивчивая и туманная речь крайне утомила всех присутствующих.
После того как выступление, наконец-то, закончилась, к выступавшему подошел реб Айзик и сказал:
— Твоя доля лучше, чем доля умирающего.
— Не совсем вас понял.
— Когда умирающий уходит, то все плачут, а когда вы заканчиваете свою речь и уходите — все очень рады.
Американский еврей пришел к ребе из Бобова и попросил благословения. Раби благословил его, и удовлетворенный посетитель собрался уходить. Его задержал неожиданный вопрос ребе:
— Скажи, почему ты забрал старшего сына из ешивы и отдал учиться в профессиональное училище? Что будет с мальчиком? Разве он не должен учить Тору? — Знаете, ребе, если он приобретет профессию, то сможет прокормить и меня, и других детей до 120 лет. — А потом…, — вздохнул ребе. — Кто прокормит всех вас потом?
из журнала «Мир Торы», Москва
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Вторая часть Пятикнижия содержит немалое количество чудес. Голос Всевышнего раздается из несгорающего куста, Моше грозит египтянам казнями, и вода Нила превращается в кровь...