Один еврей, владелец типографии, напечатал Хумаш (Пятикнижие) со своими личными комментариями и решил показать издание известному раввину, чтобы тот, оценив его творчество по достоинству, написал хорошее предисловие-рекомендацию, свидетельствующее о том, что книгу стоит купить и прочитать.
Рав просмотрел комментарий и не нашел в нем ни одной новой здравой мысли. Захлопнув книгу, он взглянул на автора с восхищением:
— Как умно! Какое оригинальное решение! Как мудро! Какой замечательный ход!
Издатель был приятно удивлён такой реакцией рава. Демонстрируя свою скромность, он сказал:
— Вам так нравится?
-Да! Да! — воскликнул рав. — Это просто гениальная идея — напечатать твой комментарий вместе с текстом Хумаша. Теперь нет никакой возможности выкинуть его в мусорное ведро…
Однажды ребе уговаривал одного еврея, зарабатывающего нелегальной перевозкой через границу разнообразных товаров, закрыть его опасный бизнес.
— Эта деятельность подвергает опасности жизнь твоей семьи. Если тебя схватят, то непременно приговорят к длительному заключению в Сибири, и вся семья останется без средств к существованию. Ты должен найти другой способ зарабатывать — разрешенный и не такой опасный, — убеждал ребе.
Еврей подумал, подумал и согласился:
— Хорошо, я перестану заниматься запрещенными перевозками и найду себе другое занятие. Но завтра мне необходимо в последний раз перевезти груз через границу. Владелец уже дал мне задаток. Я не могу его подвести. Я обещал.
Ребе усмехнулся и сказал:
— Ты ведешь себя как гер, который уже окончательно решил исполнять заповеди Торы. Рав разъяснил ему еврейские законы, а он заявил, что готов следовать им. Неожиданно, уже придя в еврейский суд, для того чтобы ему сделали обрезание, он вдруг вспомнил, что у него дома осталось немного сала и воскликнул:
— Ой! Подождите! Через полчаса я вернусь! Я вспомнил, что у меня дома еще остался кусок свинины. Будет жаль его выбрасывать. Мне необходимо полчаса! Я только сбегаю домой и съем этот кусок, пока мне еще можно, а потом сразу же вернусь, и вы сделаете мне обрезание…
Сын известного рава Йоси Бера Соловейчика был помолвлен с дочкой одного очень богатого еврея. Приданное, которое он должен был получить, было по тем временам огромным — три тысячи рублей.
На следующий день рав Йоси Бер услышал, как жених хвастает суммой приданного перед своими друзьями.
-Тебе на самом деле нечем гордится, — сказал он сыну. — Это я «получил» большое приданное, а не ты.
— Но, папа, ты же «стоишь» гораздо больше! — пошутил жених.
— Ты прав, сын, но что делать. Ты тоже часть соглашения. А я один, конечно, «получил» бы гораздо больше.
В синагоге рава Айзика, прозванного Хариф, однажды решил сказать небольшой спич о недельной главе Торы очень косноязычный человек. Его запутанная сбивчивая и туманная речь крайне утомила всех присутствующих.
После того как выступление, наконец-то, закончилась, к выступавшему подошел реб Айзик и сказал:
— Твоя доля лучше, чем доля умирающего.
— Не совсем вас понял.
— Когда умирающий уходит, то все плачут, а когда вы заканчиваете свою речь и уходите — все очень рады.
Американский еврей пришел к ребе из Бобова и попросил благословения. Раби благословил его, и удовлетворенный посетитель собрался уходить. Его задержал неожиданный вопрос ребе:
— Скажи, почему ты забрал старшего сына из ешивы и отдал учиться в профессиональное училище? Что будет с мальчиком? Разве он не должен учить Тору? — Знаете, ребе, если он приобретет профессию, то сможет прокормить и меня, и других детей до 120 лет. — А потом…, — вздохнул ребе. — Кто прокормит всех вас потом?
из журнала «Мир Торы», Москва
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».
Переводчик Виктория Ходосевич
Приближается Йом Кипур, и, готовясь предстать перед Судом, нам следует помнить, что все наши поступки записаны и учтены.
Рав Гершон Эдельштейн,
из цикла «Подготовка к Дню Суда»
Сущностью периода между месяцем Элуль и месяцем Тишрей является искреннее раскаяние. Человек должен помнить о том, что главным является Будущий мир, а не этот.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Месилат Йешарим, перевод одноименной книги раби Моше Луцатто»
Большинство сообразительных, умных и острых разумом людей строят свое образование, в основном, на тонкостях различных наук
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«Что прежде был Петербург? Пустыня. А теперь же это — Бердичев!»
Рав Лейб-Нахман Злотник
Статья р. Лейба Нахмана Злотника о тайне ста благословений, которые предписано произносить каждый день
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Йохевед и Пуа рисковали жизнью, нарушая приказ фараона убивать еврейских младенцев. Кто спас одного человека — как будто спас весь мир.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
На горе Синай Всевышний дал евреям законы о седьмом годе. Это место было выбрано неслучайно: Творец продемонстрировал, что только Он является истинным хозяином и владельцем еврейской земли.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»