Рассказывают, что рав Айзик Хариф пожаловался однажды:
— Посмотрите, какая большая разница между поколением пустыни и нашим поколением. Поколение пустыни отказалось от золота, чтобы сделать себе «бога», ну, а наше отказывается от Б-га, чтобы «сделать себе золото».
Потерянный на дороге жизни
Известный писатель и деятель «просвещения» Перец Смолянскин, написавший среди прочего книгу «Потерянный на дороге жизни», спросил как-то у рава Эльхонана Вассермана:
— Что будет написано на моей могиле?
Рав ответил ему:
— Есть обычай писать на могильной плите название самой главной книги покойного. У тебя будет написано: «Тут похоронен потерянный на дороге жизни».
Откровенный ответ
В канун нееврейского нового года пришли главы еврейской обшины на прием к губернатору. Среди них был и реб Зундель Зоненберг, известный своим прямодушием и искренностью. Главы общины пожелали губернатору хорошего нового года, удачной карьеры, скорейшего подъема по служебной лестнице и прочих благ. В конце аудиенции губернатор остановил реб Зунделя и спросил его шепотом:
— Между нами, Зундель, что за ложь и грубая лесть? Ладно, остальные славословят в глаза, проклиная меня в сердце. В самом деле, есть за что, я евреев хорошенько поприжал. Но на тебя все это так не похоже. Я знаю, что ты прямой и честный человек, а не блюдолиз.
Реб Зундель ответил ему на это:
— Не дай Б-г! Нет в наших словах ни капли лести. Мы на самом деле были бы очень рады вашему назначению хоть министром, только бы вас здесь больше не было.
из журнала «Мир Торы», Москва
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»