Из цикла «История еврейского народа», темы: Хашмонаим, Война, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа
Смерть Йонатана
После смерти Йеуды эллинизированные евреи с помощью Бакхида начали преследовать евреев, оставшихся верными Торе, которые сплотилась вокруг брата Йеуды Йонатана. Но они были настолько малочисленны, что не могли выступить против своих врагов. Тем временем умер предводитель эллинистов Эльяким, и его последователи умерили свою активность. Бакхид возвратился в Антиохию и заявил, что вся Иудея покорена. Именно в этот момент Йонатан со своим войском атаковал отряды эллинистов, и те снова обратились за помощью к Бакхиду. Бакхид возвратился в Иудею, но, увидев силу Йонатана, заключил с ним мир.
Постоянные войны за власть, которые велись внутри сирийского государства, позволили Маккавеям укрепиться настолько, что они сумели выстоять против Деметрия. В борьбе за трон каждый из претендентов, надеясь на поддержку Иудеи, слал к Йонатану послов с дарами, заверениями в дружбе и обещаниями мира. Положение Йонатана укреплялось изо дня в день, сирийцы же изнуряли себя беспрерывными внутренними распрями. Планы захвата престола лелеял также жес-токий сирийский полководец Трифон. Он задумал предательски погубить Йонатана. Трифон пригласил его к себе, как гостя, и подло убил.
Последний из сыновей
Теперь из сыновей Матитьяу остался в живых один Шимон. После предательского поступка Трифона он завязал дружеские отношения с Деметрием Вторым, противником Трифона. Сирийский царь сделал Шимона независимым наместником, передав в его распоряжение также и крепость Акру.
23 ияра 3619 года (141 год до н.э.) Шимон вошел в Акру и таким образом освободил всю Иудею от иноверцев. Со времени правления царя Йошияу Иудея постоянно находилась под властью чужеземцев, и теперь, наконец, страна вновь стала независимой и свободной от иноземного господства. «И было тихо в Иудее все дни правления Шимона», когда «каждый сидел под своим виноградником и под своей смоковницей», «Тора Ашема была для него святой, и все дурное было ему чуждо». Шимон, будучи мудрым руководителем, принес стране счастье и процветание. Население Иудеи почитало Шимона за его славные дела и подвиги всей его семьи. Народное собрание провозгласило Шимона первосвященником и правителем страны. Шимон отказался принять титул царя, потому что царство навеки принадлежит наследникам дома Давида, потомкам же Аарона дано в удел священство.
Но и последний из Хашмонеев трагически закончил свою жизнь. Эллинизированные евреи, враги своего народа, переманили на свою сторону Птолемея, зятя Шимона, и уговорили его убить тестя. Птолемей пригласил Шимона с супругой и двумя сыновьями к себе в город Док на пир, где убил их. Только Йоханан Гиркан, старший сын Шимона, остался в живых. Услышав о смерти отца и братьев, Гиркан поспешил в Иерусалим и, созвав его жителей, сообщил о случившемся. Когда к Иерусалиму подъехал Птолемей, жители не позволили ему въехать в город. Птолемей бежал в Док, Йоханан Гиркан преследовал его и окружил город. Но мать Йоханана была в руках Птолемея, который угрожал, что убьет ее, если Йоханан атакует Док. Мужественная женщина обратилась к своему сыну с призывом не обращать внимания на угрозы Птолемея и отомстить за смерть отца и братьев. Птолемей убил свою тещу, мать Гиркана, и бежал.
После этих событий, в 3625 году (135 год до н.э.) Йоханан Гиркан был назначен на пост первосвященника и наместника Иудеи вместо своего отца.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»