В детстве я прочел интервью азербайджанского долгожителя. Он утверждал, что ему 155 лет и он помнит, как Александр Сергеевич Пушкин встретил повозку с останками Грибоедова. Конечно, врал. А кто проверит? Но все-таки лет ему было немало. Журналист допытывался:
— Курите?
— С семи лет.
— Пьете спиртное?
— Как же без этого.
— Питание?
— Я пастух. Баранина, сыр. Сегодня бы сказали, сплошной холестерин.
— Чем вы обязаны долголетию?
— У меня никогда не было начальника.
Недавно я вспомнил про это интервью. Вначале мне захотелось прибавить, что и он сам никогда не был начальником. Логично, что поэтому почти не встречался с людской неблагодарностью и не платил ею людям.
Но я сдержался и пошёл смотреть в еврейские источники. Они указывали, что работа начальником сокращает жизнь. Йосеф, несмотря на свою уникальную праведность, умер раньше всех братьев. И об этом же говорит комментарий Раши на трактат Пиркей Авот.
Но я не нашел никакой взаимосвязи между наличием начальника и сроком жизни! Разногласие выходит с современником Пушкина. Оказалось, роль подчинённого не такая уж вредная…
Почему же евреев не пугает наличие начальника? Потому, что мы всегда знаем, что над ним есть ещё больший начальник. И до самого большого Начальника. Кроме того, меня умиляют еврейские дети, которые подходят на улице к незнакомым людям и просят перевести их через дорогу. Ведь родители же не видят, почему они их слушаются? Взял бы да и помчался, пущай машины сами тормозят! Я не представляю, что это ещё где-то возможно, разве что у немцев и японцев? Видно, послушание сидит у евреев в генах.
Предположу ещё одну причину долголетия. Пастух — профессия, заставляющая проявлять милосердие к «младшим братьям» и часто обращать взор в звездное небо. Руководителей еврейского народа Всевышний испытывал, прежде чем вручать им власть, именно работой пастуха. Например — Якова, Моше, Давида. К тому же мой брат подметил интересную закономерность. Под его эгидой действовала организация «Рахамим»(«Милосердие»), осуществляющая патронаж над стариками. Люди, работавшие там, духовно росли быстрее. А всем известно, что духовно богатые люди легче переносят стрессы и потому дольше живут.
А вот что, наоборот, сильно сокращает жизнь. Вы думаете, только сигара и водка? Слушайте.
На одном из брейн-рингов прозвучал вопрос: «Какая война была самой кровопролитной в истории человечества?» Ответ: «Земледелец Каин убил пастуха Эвеля. Погибла 1/4 всего человечества». Каковы же были мотивы убийства?
Что же было последней каплей? Каин и Эвель принесли жертву. Каин принес по принципу «на Тебе, Б-же, что нам негоже». Наверное, считая, что он пашет и ему некогда. На философском языке: «какая Тебе, Б-г, разница, ведь всё и так Тебе принадлежит!?». А Эвель преподнёс самую лучшую и самую дорогую овечку. Всевышний принимает жертву Эвеля, а Каина — нет. И тогда Каин от зависти убивает Эвеля. Наверное, именно так трудяга мстит подлизе.
Как же Всевышний это допустил? Эвель выполнил заповедь максимально хорошо и за это его убили? Где справедливость?!
Вспоминаю самого себя в не такие далёкие годы. Выполнив какую-нибудь заповедь, я останавливался и начинал любоваться результатами, как мне казалось, Б-жественного присутствия. Забывал, что «главное в нашем деле — вовремя смыться». Смыться, пока не вообразил себя праведником. Получал по затылку.
Так и Эвель — остановился полюбоваться на Шхину, тут и получил. Какова же мораль? Не останавливайся! Сделал доброе дело — ищи другое, тогда тебе нечего бояться. Ведь настоящая награда за заповедь — другая заповедь. Всё остальное так, «подьёмные».
Вспоминаю своё последнее «сватовство в автобусе». Меня пригласили на обручение. Руководитель организации невесты сказал, что я тут ни при чем. Супруга состроила мне комбинацию из носа и 10 пальцев. Утром по дороге в ешиву я вдруг представил, что если я сватал пару в автобусе, то свадьбу должна финансировать автобусная компания «Эгед».
Про моего рава говорят, что он единственный в нашем поколении, кто не смеется в полную меру из-за разрушения Храма. Но в этот раз он нарушил свой обычай…
А что же Эвель? Для того, чтобы немножко понять эту историю, необходимо рассмотреть процесс перерождения душ, «реинкарнации». Вначале душу Эвеля послали в тело Якова, а затем в тело Моше. И им удалось исправить прежнюю ошибку. В итоге, когда евреи танцевали в пустыне вокруг только что выстроенного Переносного Храма, Моше тихо стоял в сторонке. И пока Всевышний прямо не позвал его, не показывал, а возможно и не думал, что он к этому причастен. Вероятно потому, что занимался в этот момент выполнением другой заповеди?
Читайте обзор по теме Каин и Авель
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь
Рав Гедалия Спинадель
Творец укрепил сердце фараона, чтобы тот не отпускал евреев. Почему Он стал это делать именно после шестой казни?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваэра
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо