Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам книг: «Седер а-дорот», «Сефер яшар», «Шельшелет а-кабала»

В 1042 году умер Шет, сын Адама. Лемеху, сыну Метушелаха, было в то время 168 лет. Спустя ещё двадцать лет Лемех взял в жёны свою тётю Ашмоа — дочь Элишуа, сына Ханоха. Через год она зачала и родила мальчика. Его дед Метушелах дал младенцу имя Ноах, желая, чтобы при его жизни земля успокоилась, исправившись от порчи. А Лемех звал сына Менахемом — утешителем, поскольку то время было очень тяжёлым, земля давала плохие урожаи, еды не хватало. Не смотря на это, человечество продолжало творить зло.

Ноах, родившийся в 1056 году, резко отличался от всех людей. Он был первым, чьи пальцы рук широко расставлены. До этого ладонь человека была сплошной, неразделённой на пальцевые суставы. Люди не нуждались в этом. Им не нужно было обрабатывать землю. Пищей служили плоды, в обилии произраставшие на деревьях. «Уродство» Ноаха было знаком эпохи. Лемех сразу понял, что его сын открывает новую страницу истории.

Ноах рос, следуя традиции Метушелаха и Лемеха, был в мире с собой и со Всевышним. Но он то, как раз, составлял исключение. Остальной мир сходил с ума. Каждый изощрялся в дурном, обучая этому других. Люди находили все новые предметы поклонения, оправдывая свои скверные поступки. Обман и воровство стали обычным делом. Никто не представлял себе, что можно жить иначе. Все, кто имел власть и силу, без зазрения совести пользовался ими для удовлетворения собственной похоти. Беззастенчиво вредил не только далёким, но и близким родственникам. Разврат процветал. Властители и судьи брали жён от живых мужей, но, не довольствуясь этим, хватали женщин, попадавших им на глаза. Но и этого было мало. В ход пошли животные. И это стало обычным делом. Разврат распространялся, не зная ни удержу, ни границ. Воздух наполнился запахом похоти. Звери, видя дурной пример, пошли по тому же пути. Скрещивались особи разных видов. (В то время не было генетических ограничений, появившихся после потопа). Не стало закона, вся земля, словно сошла с ума. Блуд и грабёж стали единственными целью и средством.

Тогда Творец сказал, что сотрёт всё живое с лица земли. Всевышний ждал, пока из этого мира уйдут люди, хранившие Ему верность, прежде чем привести потоп. Ноаху же предстояло возродить человеческий род.

Энош умер 1140 году, когда Ноаху было 84 года.

Кейнан умер в 1235 году, когда Ноах был в возрасте 179 лет.

Меалалель умер в 1290, на 234 году жизни Ноаха.

Еред умер в 1422 году, когда Ноах достиг 366 лет.

Наконец из всех, кого Всевышний хотел избавить от страшного зрелища всемирного потопа, остался только Метушелах. Всевышний попросил его и Ноаха обратиться к человечеству с призывом оставить дурные пути и сказать, что в этом случае Всевышний отменит потоп. Творцом был назван срок — сто двадцать лет, за которые человечество должно было раскаяться. В этом случае потоп не состоялся бы.

День за днем Метушелах и Ноах повторяли слова Всевышнего, но никто не слушал их. Они тратили все силы на убеждение людей, призывая их исправиться. Но напрасно. Наступила пора, когда, опасаясь нечестивого гнева, Ноах перестал говорить с людьми. И тогда Всевышний приказал строить Ковчег.

Перед потопом два духовных создания обратились к Б-гу со словами:

— Владыка Мира, что Тебе в людях? Почему Ты так заботишься о них?

— Если не будет людей, что станет с сотворённым миром? — спросил Всевышний.

— Мы будем жить там, — ответил они.

Всевышний сказал им:

— Я знаю, что как только очутитесь там, дурное начало завладеет вами, и станете вы хуже людей.

Но духовные создания настаивали на своём.

— Ты только дай нам возможность жить земной жизнью и увидишь, как мы прославим Твоё Имя.

— Что ж, — ответил Всевышний, — спускайтесь, живите с людьми.

Обретя телесную оболочку, эти создания немедленно предались разврату с земными женщинами. Дурное начало их было столь неодолимо, что удивило даже видавших виды землян.

ВОЙТИ В КОВЧЕГ

Всевышний приказал Ноаху строить Ковчег в 1536 году. Строительство продолжалось 120 лет. В 1554 году Всевышний приказал Ноаху взять себе жену и родить сыновей, которые продолжат человеческий род. Ноах выбрал Нааму, дочь Ханоха, которой в то время было 580 лет. Самому Ноаху исполнилось 498 лет. Через два года у Ноаха и Наамы родился Яфет, ещё через год — Хам, а спустя ещё год появился Шем. Шем, который в Торе зовётся также Малки Цедеком, первым предпринял строительство стен Иерусалима. Перед его глазами прошли двенадцать поколений. Все три сына шли путями Всевышнего, как учили их Метушелах и Ноах.

В 1651 году скончался Лемех, отец Ноаха. Ноаху тогда исполнилось 595 лет. Лемех никогда искренне не следовал образу жизни своего отца Метушелаха. Все люди, знавшие о существовании Всевышнего, умерли в тот год. Б-г избавил их от зрелища гибели близких.

И снова Всевышний просит Метушелаха и Ноаха обратиться к людям с призывом исправиться. Но их как и прежде никто не слушает.

В 1656 году Ковчег был готов. Тогда же Ноах взял трёх дочерей Эликума, сына Метушелаха, в жёны своим сыновьям.

Метушелах — дед Ноаха — умер за семь дней до потопа. Тогда Всевышний приказал Ноаху и его семье укрыться в Ковчеге. В эти последние дни Ноах сидел у входа в Ковчег и направлял внутрь к сыновьям всех животных и птиц, приходивших к нему и смиренно ложившихся на пороге. Тех, кто не проявлял смирение, он в Ковчег не брал. Таков был приказ Б-га. Пришла как-то львица с двумя львятами, самцом и самкой, и легла у ног Ноаха. Но львята вдруг поднялись, набросились на мать, прогнали её, вернулись и снова улеглись. Ноах был удивлён, но взял и их. От обилия животных и птиц, Ковчег качался, но дождя не было еще семь дней.

И вдруг затряслась вся земля, затмилось солнце, засверкали молнии, и загремел гром. Это была прелюдия и последний призыв к людям. Но и он остался неуслышанным. На седьмой день хлынула вода. Это было 17-го числа месяца ияр 1656 года. Огромные массы животных окружили Ковчег. А потом стали собираться люди. Семьсот тысяч человек пришли к Ковчегу, когда увидели, что катастрофа неминуема. Люди кричали, взывая к Ноаху и умоляя его впустить их.

— Открой нам, — ревели они, — мы не хотим умирать!

— Сто двадцать лет я взывал к вам и просил раскаяться, но вы не слышали! — отвечал им Ноах.

— Так вот мы раскаялись теперь и готовы выполнять приказы Всевышнего, только открой, чтобы мы не погибли!

Они старались ворваться в Ковчег любой ценой. Но взволновались звери, окружавшие Ковчег, набросились на людей, рвали их на части, гнали прочь, убивая без счёта. А дождь лил сильней, становясь горячей и горячей, пока вода не закипела, покрывая землю, поднимаясь всё выше. Открылись все источники, и из них лилась вода до месяца шват.

А Ковчег плыл, крутясь на воде, кренясь из стороны в сторону. Всё крутилось, переворачивалось, сливалось. Мир вокруг рушился, и Ковчег грозил вот-вот разлететься в щепки. Львы рычали от страха, мычали быки, падая с ног, выли волки, не умея отыскать опору. Мир внутри Ковчега уподоблялся внешнему Миру, разлетавшемуся в прах, только чудо, только тонкая нить, привязывала всё живое внутри к Источнику Жизни, не давая упасть в развёрстую бездну потопа. И Ноах, и сыновья его, как и все живое, кричали и плакали, боясь погибнуть. И взмолились Ноах и сыновья, попросив у Всевышнего немедленной смерти или знака спасения. Услышал Б-г крик своих созданий, и воды чуть успокоились. Стало возможно отличить верх и низ. И промчался ветер над поверхностью вод, и волны утихли, и утешились чуть-чуть дрожащие твари в Ковчеге. Закрылись источники вод, уничтожившие всё живое на земле. Небо мерцало зловещими знаками бед и запустения. В тот год созвездие Рыб было в самом плохом из возможных положений, обновилась одна из его звёзд, то была звезда катастрофы и гибели мира. Во времена Ноаха в созвездии Рыб было семь звёзд, но в тот год их осталось шесть.

Незадолго до потопа Шамхазал, одно из духовных существ, пожелавших прожить человеческую жизнь, согрешил с женой Хама, сына Ноаха. От этой связи родился Сихон. Чтобы скрыть этот грех, Хам, нарушив запрет, жил с женой внутри Ковчега. Сихон был великаном, одним из будущих царей, повергнутых Всевышним при выходе сыновей Израиля из Египта. Так же как и ещё один отпрыск материализованных ангелов Ог — тоже великан и будущий властитель, который, уцепившись за Ковчег, остался жив. А потоп продолжался…

Первого числа месяца ав вода начала спадать и показались вершины гор. Прошло ещё некоторое время, и Ковчег сел на одной из гор Арарата. Там до сих пор есть след от Ковчега. К первому нисана 1657 года вода пошла на убыль, и 27 ияра земля стала подсыхать. Ковчег открылся, все, пребывавшие в нём, вышли наружу. Каждый пошёл своим путём.

Рав Александр Красильщиков, из журнала «Мир Торы», Москва


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Рассказ о двадцати годах жизни Яакова

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Все, что произошло между Яаковом и Эсавом, произошло затем между потомками Эсава и потомками Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.

Недельная глава Ваеце

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.

Со всеми надо говорить вежливо и дружески. Ваеце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.

На тему недельной главы, воспитание детей. Ваеце

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.