Из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала», темы: Деньги, Тора и бизнес, Шауль Вагшал
Договорную цену, на которую согласились обе стороны, необходимо строго соблюдать. То же самое относится к оплате труда на основе предварительного соглашения.
Надо знать, что, даже если покупатель (или заказчик работы) считает, что, выплатив часть, он заплатил продавцу (или работнику) «больше, чем следует», это не дает ему права удерживать даже малую часть суммы, установленной их соглашением и он в любом случае обязан выплатить всю сумму.
В случае, когда причитающаяся оплата не была произведена в течение длительного времени, нет оснований полагать, будто человек, которому причитается оплата труда (или деньги за проданный им товар), отказался от вознаграждения. Продавец (труда или товара) сохраняет за собой право требовать оплаты даже спустя много лет.
Это правило относится к любому долгу, включая ссуды и займы.
Некоторые виды оплат предполагают автоматическую скидку. Но о ней надо договариваться заранее.
Если покупатель, получив товар, платит меньшую сумму, мотивируя свой поступок тем, что он расплачивается своевременно, но предварительной договоренности об этом у него с продавцом не было, то такое действие оправдано только там, где так принято поступать. Иначе будет считаться, что удержаны деньги, причитающиеся второй стороне. Данное положение сохраняется, даже если вторая сторона в принципе не возражает против скидки. (Так бывает, когда человек, например, не хочет ссориться с покупателем или работодателем, хотя предпочел бы получить всю сумму без удержания.)
Если работа выполнена без предварительной оценки, правильной оплатой будет считаться общепринятая сумма. Но если эта сумма, как часто бывает, неизвестна (поскольку разные торговцы устанавливают разные цены), то остается заплатить столько, сколько запросил продавец или наемный работник. И даже если после спора он согласится, в конце концов, взять меньше, чем требовал вначале, такое соглашение нельзя считать до конца справедливым. Поэтому еврейский мудрец и законоучитель Хафец-Хаим подчеркивал, что во всех случаях настоятельно рекомендуется предварительно договариваться о цене за товар или плате за труд, — за исключением тех случаев, когда покупатель (работодатель) готов заплатить сумму, которую с него запросят.
Вопрос
Сколько денег надо заплатить за товар, который доставлен прежде, чем достигнуто соглашение о цене?
Ответ
Все зависит от того, кто взял на себя инициативу по доставке. Если распоряжение о доставке товара идет от покупателя, то это означает, что он согласился с ценой, предложенной продавцом. Но если инициативу по доставке товара взял на себя продавец, можно считать, что он согласился на цену, предложенную покупателем.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»