Темы: Изучение Торы, Мир Торы, Бааль Тшува, Рав Александр Айзенштадт
Первые шаги еврея в его возвращении к традиции, к вере отцов проходят по различным тропинкам. У некоторых людей возникают какие-то вопросы или идеи глобального философско-религиозного оттенка. Некоторые люди сталкиваются в своей жизни с каким-то элементом традиции. Это бывает в том случае, когда в семье человека соблюдаются какие-то остатки традиции. Например, во время бракосочетания, траура, обряда празднования обрезания или совершеннолетия — бар-мицва.
Бывают пути другого типа. Человек сталкивается в своей жизни с какой-то книгой или какой-то приятель приглашает на лекцию или урок и там он сталкивается с какими-то элементами изучения Торы. На самом деле, как бы не начинался его путь, очень часто после нескольких первоначальных этапов нашему другу открывается мир изучения Торы.
Можно сказать, что популярная литература об иудаизме, существующая на различных языках, или даже серьезные классические книги, включая саму Тору, переведенные на различные языки, могут служить только для общего ознакомления. Также различного рода семинары и популярные лекции тоже могут помочь человеку узнать и понять многое о Торе. Но они не могут заменить само изучение Торы.
Для того чтобы немножко глубже понять основную тему нашей статьи, необходимо обратить внимание, что заповедь изучения Торы является некой важнейшей основой во всем здании еврейской традиции, и каждый еврей должен иметь отношение к этой основе. Попробуем в двух словах разъяснить эту мысль. Прежде всего необходимо отметить, что когда мы говорим слово Тора, то имеем в виду не только текст 5 книг Моисея, но и остальные 19 книг пророков и писаний, Иерусалимский и Вавилонский Талмуды и еще целый ряд книг, написанных в первые столетия после разрушения Второго Храма.
Эти книги являются записью всего учения, которое еврейский народ передавал более тысячи лет устно. Эта и есть та самая Тора, о которой мы говорим.
Когда мы общаемся с евреями, приступающими к изучению Торы, мы пытаемся донести до их понимания представление о качестве текстов книг, упомянутых в предыдущем абзаце. Язык этих книг, стиль изложения принципиально отличаются от художественной и специальной литературы, привычной современным интеллектуалам.
Книги, записанные в первые столетия после разрушения Храма, комментируются в обширнейшей литературе, которая была создана евреями за последние 1,5 тысячи лет. Эта литература разъясняет нам, каким образом из текста Пятикнижия Талмуд и другие книги первого периода выучивают законы и как Тора высказывает свои идеи.
Необходимо понять, что когда мы говорим об исключительном качестве текста самого Пятикнижия и особенных свойствах различных комментариев. Мы приписываем всей этой литературе невероятную глубину мысли и точность выражения не из-за какой-то особенной фанатичной любви к этим священным текстам, а именного из-за того, что вся эта система действительно обладает особенными свойствами, выражающимися в целом ряде доступных для ознакомления конструкций.
Можно сказать, что язык иврит называется святым языком не потому что именно он использован для написания Торы, а потому что его грамматикам и синтаксис сами по себе соответствуют высшим духовным реалиям, другими словами этот язык является языком Торы по определению. Другими словами, что Всевышний создал Тору и создал язык одновременно. Поэтому человек, приступающий к изучению Торы, с самого начала изучает алфавит и начинает осваивать чтение еврейских книг в оригинале. Наша практика показывает, что даже человек обремененный семьей, занимающий серьезную должность и разменявший пятый десяток, регулярно занимаясь 2—3 раза в неделю по вечерам, при серьезном отношении к делу может за 1—2 года в зависимости от способностей освоить чтение сложных текстов на иврите с значительным процентом понимания — до 70-80%. То есть при помощи преподавателя или словаря он сможет разбирать оригинальный текст еврейской книги, написанной, к примеру, Рамбамом или Рамхалем.
Бывают случаи, что люди, которые пытаются преподавать Тору или даже такие сложные разделы как кабала сами далеки от знания материала и даже не знают иврит. Обычно преподаватель обладает начальным образованием и знает иврит, но не очень продвинут в знании Талмуда.
Рав Александр Айзенштат, из журнала «Мир Торы», Москва
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.