Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В ранней истории еврейского народа можно обнаружить определенную закономерность: периоды тесной взаимосвязи с Б-гом сменяются периодами отторжения и утверждения самости.

В ранней истории еврейского народа можно обнаружить определенную закономерность: периоды тесной взаимосвязи с Б-гом сменяются периодами отторжения и утверждения самости. Периоды зависимости характеризуются тем, что Израиль признает существование Б-га, Его единство. Его власть. Его доброту. Он свидетельствует, что «Б-г один» (Дварим 6:4), «Б-г есть Высшее существо на небесах и на земле — нет другого» (там же 4:39), «Он один создал и даровал жизнь небесам и всем их обитателям, земле и всему, что на ней, морям и всему, что в них» (Нехемия 9:6).

Во время периодов отторжения от Б-га Израиль отвергал Его единство и, хотя продолжал верить в Его существование, не достигал уровня чистого Б-госознания, которое позволяет признать это существование отраженным в бесчисленных созданиях. Почти незаметно Израиль оказался во власти крошечного микроба множественности, отравившего его представление о Б-жественном, и не только не сумел привнести идею единства Б-га в свою жизнь, но своими действиями фактически способствовал ее сокрытию от всего мира. Евреи «предались богам чужого народа… отказались от Меня и нарушили Мой союз , который Я заключил с ними» (Дварим 31:16). И вот Всевышний объявил, что полностью и абсолютно скрывается «за все зло, которое он (народ) сделал, когда обратился к богам иным» (там же 31:18). Этот цикл зависимости-независимости-зависимости обычно продолжался до тех пор, пока ситуация не становилась невыносимой. И тогда начинался обратный процесс; таким образом, за периодами духовного и морального упадка следовали периоды искренней тшувы. Несмотря на то, что еврейский народ впадал в грех, ему удавалось возобновить сокровенную связь с Б-гом, очиститься, исправить вред, причиненный собственными ошибками, а следовательно, продолжать осуществление своей уникальной исторической миссии.

Какой урок мы должны извлечь из этого? С одной стороны, Тора постоянно называет Израиль «упрямым народом». Его упрекают в том, что он «испытывает» Б-га и отказывается признавать Его власть. С другой стороны, мы знаем, что Б-г «испытывает» Израиль. Об этом говорил Моше, обращаясь перед смертью к евреям:

«И помни весь путь, которым вел тебя Ашем, твой Б-г, вот уже сорок лет, по пустыне, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя, дабы узнать, что в твоем сердце, будешь ли хранить Его заповеди, или нет. И Он смирял тебя, и томил тебя голодом, и питал тебя маном, которого не знал ты и не знали твои отцы, чтобы дать тебе понять, что не хлебом одним живет человек, а всем тем, что исходит из уст Ашема, живет человек… дабы испытать тебя, чтобы впоследствии сделать тебе добро» (Дварим 8:2—3, 16).

Поднять Свой народ до совершенства, подвергая его — по отдельности или всех вместе — испытаниям, — это часть Б-жественного Плана. В таких обстоятельствах евреи иногда теряли почву под ногами и чувствовали себя покинутыми, незащищенными, у них возникала раздвоенность между чувством зависимости от духовной власти Б-га и утверждением их собственной психологической и физической самостоятельности. Поскольку признание чьей-либо воли равносильно утонченной форме противодействия воле другого, вновь появляется и усиливается чувство независимости, отрицающее единую власть Б-же-ственной воли, чтобы обеспечить выживание и утвердить собственную самоценность.

Конечно, с точки зрения Торы это утверждение основано на заблуждении. Духовное сознание полной зависимости от Б-га не противоречит потребности человека самоутвердиться и ощущать свою значимость. Напротив, суть связи человека с Б-гом — совершенно иного порядка. Истина в том, что человек не может бороться с Б-гом или восстать против Его воли. Он даже не может отрицать Его власть или реальность Его существования. Вернее, отрицать очевидное человек может сколько ему угодно. Факт тем не менее остается фактом. Он не меняется от того, что кто-то решает не признавать его. Но что же все-таки происходит, когда человек восстает против Б-га? Какие последствия такое восстание влечет за собой?

Самым важным последствием, как мы видим в случае с Израилем, является усиление или ослабление ощущения Б-жественного Присутствия в мире. Согласно Торе, Б-г сказал народу Израиля, что Он будет появляться или скрываться в прямой зависимости от того, насколько евреи признают Его единство и власть Таким образом, мы видим, что, утверждая свою волю и независимость, Израиль действовал в противоречии с законом Торы, и тогда начинался период Б-жественного сокрытия. Это делало более трудным, хотя и возможным, распознавание Б-жественного присутствия. В любой момент у евреев сохранялся шанс вступить на правильный путь. Однако если Израиль этот шанс не использовал, он становился жертвой собственной слепоты. Присутствие Б-га становилось полностью сокрытым, а Израиль в более значительной степени подвергался действию тысячи и одной силы, вносившей хаос в его существование. Такое положение требовало больших усилий, чтобы обнаружить альтернативные источники энергии, поддержки и жизненных средств. Но каждое усилие делало проблему еще более острой, и в конце концов становилось ясно, что выживание Израиля как нации находится под угрозой.

Израиль начинал понимать, что настало время заглянуть в себя и задуматься над своей судьбой. Наступал момент прозрения: еврейскому народу вновь открывалось то, что было прежде скрыто, будто с глаз спадала пелена. Евреи обретали способность оглянуться и увидеть, что произошло и почему Б-жественное присутствие исчезло из их жизни. Чем больше они размышляли об этих событиях, тем глубже проникали сквозь туман кажущихся случайностей и открывали более глубокое измерение реальности, которого прежде абсолютно не осознавали. Становилось ясно, что сокрытие Б-га есть прямое следствие их заблуждений и что только в результате тшувы, возвращения к образу жизни, заповеданному Торой, евреи будут удостоены Б-жественного Присутствия, Ашем явит Свою Руку и Б-жественное сокрытие уступит место отчетливому осознанию реальности Его существования. Его единства, Его власти. Его милосердия.

Цикл «зависимость-независимость-зависимость» стал схемой, внутренним механизмом, который обеспечил выживание народа Израиля. Кроме того, он способствовал сохранению его миссии, ибо в каких бы ситуациях ни оказывался Израиль и как далеко бы он ни отступал от предопределенной ему в мировой истории роли, прецедент, созданный предыдущими поколениями, навсегда запечатлен в еврейской душе. Нет таких окольных дорог и запутанных путей, с которых Израиль не вернулся бы к Б-гу и не признал Его единства.

Напротив, любое отклонение от верного пути приводило в конце концов к более полному воссоединению с Б-гом и глубокому осознанию Его власти. Выстрадав последствия сокрытия Б-га в своей жизни, еврейский народ одухотворялся ощущением Его непосредственной близости и заботы. Исчезало мучительное чувство оторванности от Небесного Отца. Каждый по отдельности и все вместе евреи вновь посвящали себя великой миссии, и, что особенно важно, у них укреплялось убеждение, что эта историческая миссия действительно направляется Вечно Существующим Б-гом.

Поскольку этот цикл многократно повторялся в истории Израиля, стал очевидным дополнительный кумулятивный эффект: с каждым последующим поколением возрастает потенциальная возможность постижения Б-жественного Плана относительно еврейского народа и всего человечества. Само наличие подобной схемы движения по спирали вверх к конечной исторической цели становится источником более полного и зрелого осознания реальности Б-га. Это происходит не потому, что поздние поколения наделены большей духовностью и моральной стойкостью. Напротив, общеизвестен принцип Торы: с каждым последующим поколением наша стойкость убывает. Но так как осознание и добровольное приятие власти Всевышнего означает наступление мессианской эры не для одного еврейского народа, но для людей всего мира, — именно и только по этой причине! — заключительные этапы еврейской истории характеризуются возможностью достичь нового уровня Б-госознания, который был не доступен прежде.

Таков один из величайших уроков истории нашего народа: Творец, Создавший вселенную и человека, обладающего свободной волей, не отрекается от дела рук Своих. Б-г даровал человеку невероятную силу восприятия, интеллект и способность приблизиться к своему Создателю, выбирая добро, совершенствуясь и постигая истину. Б-г наделил человека двумя, казалось бы, противоречивыми стремлениями, которые в равной степени необходимы для его существования. Б-г общается с человеком и учит его, что проявления свободной воли должны быть не помехой, а напротив, важной предпосылкой для длительного периода зрелого Б-гоосознания.


Эсав известен своим аморальным поведением и тягой к жестокости, в отличие от Яакова, которого Тора называет человеком прямым, преданным учебе. Эсав продал свое право первородства Яакова за похлебку, и это означало, что он отказывается от той духовной работы, к которой был предназначен. Вместо нее Эдом захотел для себя блага этого мира. Читать дальше

Яаков и Эйсав

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди

Праотец Яаков. Встреча с Эсавом

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?

Недельная глава Толдот

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Иудаизм и Антисемитизм

Рав Александр Айзенштадт

Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.

Для чего Тора упоминает родословие Эсава

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Парашат Захор и ее законы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.

Праотец Яаков. В шатрах мудрецов

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.