Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Месилат ешарим. Классический труд по мусару, нравственным основам иудаизма, составленный великим ученым и кабалистом, раби Моше Хаимом Луцатто (сокращенно Рамхаль, 1707—1746). Написан автором, уроженцем Палермо, в Амстердаме, куда он прибыл из Франкфурта по дороге в Святую Землю.

Состоит из двадцати шести глав, которым предшествует авторское предисловие. В нем обосновывается необходимость изучать приемы и способы приобретения благочестия (высоконравственного поведения). «Большинство людей считает, что благочестие зависит от того, сколько раз человек читает псалмы, от покаяний, постов и от окунания в ледяную воду, — от того, что неудобно уму и не успокаивает разум. Но истинное и желанное благочестие далеко от умствования…» Автор утверждает, что существует ряд необходимых для выполнения правил, следование которым может поднять человека на высокий уровень нравственности. Причем он тут же замечает, что «недостаточно производить заученные движения и жесты, этому должно быть полностью отдано сердце».

Основная линия книги следует словам аморы рава Пинхаса бен Яир, приведенными в Талмуде (трактат Авода Зара 20б): «Тора ведет (человека, ее соблюдающего) к осторожности (зеирут), осторожность к расторопности (зризут), расторопность к чистоте (некиют), чистота к отделенности (пришут), отделенность к святой чистоте (тоора), святая чистота к благочестию (хасидут), благочестие к смиренности (анава), смиренность к страху перед преступлением, страх к святости (кдуша), святость к пророчеству, пророчество к воскрешению (тхият аметим)».


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.