Из цикла «Дерех эрец», темы: Зависть, Уважение, Дерех Эрец, Шауль Вагшал, Отношения между людьми
Одна из основ дерех эрец, что все дела и поступки человека не должны причинять другим людям какой-либо обиды или огорчения, быть причиной зависти и конкуренции.
Поэтому следует очень остерегаться, чтобы не делать различия между людьми в уважении, которое мы им оказываем, предпочитая одного другому. И предупреждают наши мудрецы, что нельзя отличать одного из сыновей перед остальными, ибо случилось однажды, что «из-за двух сэла (сэла — мера веса) тонкой шерсти, из которой Яаков сделал разноцветную рубаху для Йосефа и тем отличил его от остальных братьев, те возревновали его, и в итоге всех событий сошли наши отцы в Египет» (Шабат 10б).
В связи с этим следует спросить: Почему, когда Яаков уже увидел ревность братьев, он не попытался каким-то образом ее погасить?
Дело в том, что в подобной ситуации, по-видимому, не остается места ни умиротворению, ни извинениям, ибо Яаков уже ясно показал всем свою особую любовь к Йосефу и то, что он считает его выше всех братьев, и этого уже нельзя было изменить.
Данное правило, составляющее важную основу дерех эрец, может быть выведено также из приведенной в мидраше истории с уменьшением луны (Хулин 60б). Написано в Торе: «И сделал Б-г два больших светила», а далее сказано «…и светило малое» (Берешит 1:16). Говорит мидраш: «Сказала луна Всевышнему: “Владыка Мира, разве могут два царя носить одну корону?” Ответил Он ей: “Иди и уменьши себя!” Сказала она: “Владыка Мира, из-за того, что я сказала перед Тобой правду, должна я теперь уменьшить себя?” Ответил Он ей: “Иди, и будешь царствовать и днем, и ночью (луну можно увидеть и днем тоже)!” Сказала она: “Какая польза от свечи днем?” Ответил Он ей: “Иди, и будут праведники называться твоим именем: Яаков младший (из братьев), Шмуэль младший, Давид младший”!»
Но луна не приняла этих утешений. Сказал Всевышний: «Пусть приносят искупительную жертву (козла, приносимого в новомесячье) в искупление того, что Я сделал (уменьшив луну)!» (Автор знаком с одним интересным комментарием, объясняющим необходимость искупления — ведь, казалось бы, не было у Всевышнего другого пути, кроме уменьшения луны. Но в действительности Он мог вместо этого увеличить солнце!)
Следует подчеркнуть, что данное правило — не выделять кого-то одного из сыновей, или учеников, или из других людей, — относится и к ситуации, когда выделяемый заслуживает этого, так как в любом случае следует опасаться ревности и зависти остальных.
В Талмуде мы находим одно особое постановление наших мудрецов, касающееся того случая, когда первосвященник не может исполнить свою службу, и его заменяет специально назначенный заместитель. Даже если это случилось всего один раз, то, после того как первосвященник вернется к своим обязанностям, заместитель больше уже не служит — ни в качестве первосвященника (хотя согласно первоначальному закону, до постановления, это продолжает быть его обязанностью в случае нужды), ни даже в качестве обычного коэна. Талмуд объясняет (Йома 12б), что причиной этого постановления было опасение, что даже единожды замененный первосвященник будет страдать от мысли, что еще один человек занимал такую же высочайшую ступень, что и он сам, и станет его ненавидеть. И наши мудрецы отдали предпочтение первосвященнику, поскольку тот опередил заместителя в исполнении своих обязанностей.
Столь тонкие соображения, лежавшие в основе постановления наших мудрецов, являются хорошим примером того, с какой серьезностью и ответственностью следует взвешивать все аргументы за и против, когда решаются вопросы, связанные с честью и достоинством человека. Другой иллюстрацией этого правила является поведение нашего учителя Моше, который в течение целых семи дней отказывался принять на себя миссию Всевышнего и идти в Египет, опасаясь, что это затронет честь Аарона — его старшего брата.
Так же поступил Моше и тогда, когда избрал старейшин от всех колен, чтобы избежать ревности и зависти между ними (Санхедрин 17а).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.