Темы: Зоар, Запреты, Галут, Милосердие, Заповеди, Благословения
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Уезжал на некоторое время из дому, вернувшись, увидел, что на окне одной из комнат голубь свил гнездо и высиживает там яйца (не знаю, самка это или самец). Квартира не моя (арендованная). Подскажите, как правильно поступить?
Шалом! Спасибо за вопрос.
Вполне возможно, что, если это гнездо Вам не мешает, Вам не нужно ничего делать. По мнению многих поским (галахистов) заповедь шилуах а-кен не является обязанностью. Это заповедь, запрещающая брать птицу-мать из гнезда вместе с птенцами, и предписывающая отпустить/отогнать птицу, если взяли птенцов (см. у Рамбама, в Сефер а-Хинух и др.).
Более того, если человек прогоняет птицу, когда ему не нужны птенцы, это может быть расценено как поступок, противоречащий духу заповеди, цель которой (согласно объяснению ришоним) — воспитывать в нас милосердие (Хатам Софер, Орах Хаим 100). С другой стороны, если Вы захотите избавиться от гнезда, лучше всего сделать это, исполнив заповедь.
Итак, если Вы все-таки решите исполнить эту редкую заповедь, Вам необходимо знать несколько важных деталей (по книге рава Дана Шварца «Кан ципор а-шалем»).
1. Голуби (и горлицы) — очень дружная пара. Они вместе строят гнездо, а затем высиживают птенцов по очереди. Вам же нужно, чтобы на гнезде сидела именно мать (как сказано: «Отпустить должен ты мать...» Дварим 22:7). Внешне голубка отличается от голубя, и Вы сможете легко ее отличить. Кроме того, говорят, что ночью на гнезде всегда сидит мать, поэтому, если ближе к концу дня Вы видите, что птицы поменялись местами, значит, сейчас в гнезде находится мама.
2. Очень быстро (через трое суток) в снесенных яйцах появляются кровяные прожилки. (Их можно увидеть, поднеся яйцо к источнику света). Это означает, что в яйце начинает формироваться птенец. Все это время — до того, как птенцы полностью оперятся (примерно через восемь суток после того, как вылупятся), заповедь шилуах а-кен не может быть исполнена. Ведь сказано: «а детей — возьми себе» (там же), то есть — «для себя». Иными словами, нужно, чтобы яйца и птенцы были кашерными и пригодными в пищу. Кстати, наличие двух-трех капелек крови по букве закона не делает все яйцо некашерным (хоть мы такие яйца и не едим), поэтому оно пригодно для исполнения заповеди.
3. Заповедь считается исполненной только тогда, когда гнездо встретилось Вам случайно, что не относится к гнезду, которое находится в Вашем доме. Поэтому принято отказываться (леафкир) от своего права на то место, где находится гнездо (даже если Вы живете в съемной квартире). Сделать это следует перед тремя взрослыми евреями. Рав Ашер Вайс сомневается, действителен ли такой отказ (ведь фактически гнездо остается у Вас дома). С другой стороны, он полагает: если гнездо находится на внешней стороне окна или на водосточной трубе, оно считается найденным случайно.
4. Нужно, чтобы птица сидела на яйцах или над птенцами. Если птенцы уже достаточно взрослые (после 11 дней), птица не сидит над ними, а только прилетает, чтобы их покормить. В таком случае, Вам нужно дождаться момента, когда она окажется над птенцами, и тут же ее прогнать.
5. Прогонять птицу нужно осторожно, чтобы не спугнуть ее. Лучше всего, приближаясь к гнезду, «держать в голове», что любое Ваше действие, которое спугнет птицу, является исполнением заповеди.
6. После того, как вы возьмете птицу из гнезда и отпустите ее, принято приподнять гнездо, чтобы «приобрести его», исполнив, таким образом, сказанное в Торе: «а детей – возьми себе». Другой вариант — отказаться от места, где находится гнездо, на время, а именно — до того момента, как Вы прогоните птицу. После этого оно возвращается в Ваше владение. А вместе с ним Вы приобретаете и гнездо, согласно правилу: двор человека может «приобрести (что-либо) для него» с его ведома (рав Яаков Крайзлер). (Т.е. человек получает право собственности на то, что оказалось в его дворе).
7. Нужно обязательно надеть перчатки, чтобы запах Ваших рук не помешал птице вернуться к птенцам. И старайтесь не подходить к гнезду слишком часто, это может вынудить мать покинуть гнездо.
8. Многие поским склонны считать, что, исполняя эту заповедь, следует произнести благословение. И все же на практике раввины советуют благословение не произносить. Ведь, как Вы уже успели заметить, у этой заповеди есть множество деталей, и соблюсти их все не так-то просто.
9. И, наконец, не забудьте, исполняя эту заповедь, помнить, что ее исполнение пробуждает Б-жественное милосердие к еврейскому народу, страдающему в изгнании (Тикуней Зоар 6).
Надеюсь, что ничего не упустил, и желаю Вам успеха.
С уважением, Арье Гальчук
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Натан Агрес
Как избежать мук времен прихода Машиаха?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Берл Набутовский
Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Овадья Климовский
Кто будет жесток к милосердным?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
С того самого дня как Тора стала наследием еврейского народа, существует ее разделение на две части: открытую Тору, доступную каждому еврею и кабалу - скрытую, тайную Тору
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Человек должен стараться во всем, где может, вести себя согласно этому качеству.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его