Темы: Исправление, Суббота, Душа, Заповеди, Адам
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. У меня такой вопрос. Я слышал, что, если, к примеру, человеку трудно соблюдать субботу, значит, душа эта раньше не соблюдала субботу. И вообще слышал такую вещь: в тех областях, где человеку трудно, — там и заключается его исправление.
К примеру, мне трудно что-то даётся: или с девушками знакомиться трудно, или даже тот же пример с субботой. Я вот только не знаю, каким именно образом искать исправление? Или со временем оно придёт? Либо нужно что-то стараться делать для этого? Хотя и так стараюсь, не знаю, какие варианты ещё могут быть. Александр
Здравствуйте, Александр!
Когда мудрецы говорят, что выполнение заповеди, которая человеку трудно дается, является его «исправлением», они имеют в виду: выполнение такой заповеди станет его истинным достижением и именно за это достижение человек получит самую большую награду.
Ведь понятно: чем бОльше усилий приложено, тем ценнее результат. Так оно и по логике, и так гласит мишна в «Пиркей Авот» (5:23): «По страданию и награда». А человек создан для того, чтобы трудиться, совершенствовать себя и мир и зарабатывать награду. Поэтому, если что-то дается слишком легко, значит, он создан не для этого, а для чего-то более трудного. Ведь если, например, человек с легкостью решает задачки по математике или физике, значит, ему надо не продолжать заниматься этим всю жизнь, а развивать свои способности и переходить к более сложным задачам, даже если с ними справиться будет труднее. Вот и с заповедями так: если что-то дается слишком легко, это, конечно, значит не то, что ему не следует эту заповедь выполнять вообще, а что основная награда будет не за нее, а за нечто более сложное.
В то же время это не значит, что человеку непременно надо стремиться делать то, что противоречит его природе и естественным наклонностям. Ведь, если задачки по математике даются легко, но музыкальный слух не очень хороший, это не значит, что нужно оставить математику и пытаться учиться пению, преодолевая себя, — здесь результат, скорее всего, будет неудовлетворительным и свое призвание человек не исполнит. Кто-то все равно будет петь лучше него, а того математика, каким он мог бы стать, не будет.
Поэтому, как сказано, речь скорее о том, чтобы каждый осуществлял свое естественное призвание, но при этом стремился к выполнению задач, которые трудны даже для него — способного или талантливого в этой сфере человека. Стихи Пушкина, казалось бы, льются легко, тем не менее, известно, что он их помногу переписывал — то есть на самом деле было нелегко, пусть он и был гением. Даже для гения задача может быть трудной, и именно в ее преодолении заключается его истинное достижение. Вот и с заповедями так.
С другой стороны, если речь идет о запретах Торы, то их, вне зависимости от способностей и наклонностей, все в равной степени обязаны соблюдать. Возьмем Ваш пример с субботой: ее должны соблюдать все евреи, выбора тут нет. Но и здесь действует принцип: чем труднее соблюдать, тем бОльшим достижением станет преодоление трудностей и успешное соблюдение — и тем больше будет награда. Это и значит, что для Вас это будет «исправлением».
«Исправлением» (тикун) это называется потому, что изначально созданный Б-гом человек — Адам — представлял собой все человечество и вмещал в себя души всех людей, которым предстояло от него произойти. Если бы он выдержал испытание, то уже тогда добился бы полного совершенства той всеобъемлющей души. Но он не выдержал и нарушил запрет, «загрязнив» и «испортив» ту душу, и ей понадобилось «исправление».
Но сам Адам, не сумев усовершенствовать и удержать свою душу от падения, исправить ее тоже был уже не в состоянии. Поэтому она была разбита на множество составляющих — каждый из потомков Адама в течение истории получил частицу его души, которую он теперь должен «исправить» и усовершенствовать. А это значит, исполнить свое предназначение, свою роль в общем деле человечества — коллективного Адама. Общее предназначение было трудным, но выполнимым, поэтому такой должна быть и каждая его составляющая, роль каждого человека.
Таким образом, речь идет не о том, что есть какое-то особое «исправление», которым Вы можете добиться улучшения в трудном для Вас деле, а о том, что усилия и успех в этом деле и станет для Вас истинным достижением — исправлением и совершенствованием доставшейся Вам частицы души человечества.
То, как именно стараться и преодолевать трудности, — зависит уже от конкретных обстоятельств и причин, по которым Вам сложно, например, соблюдать субботу. Трудно воздержаться от той или иной запрещенной работы-мелахи — их ведь много типов? От какого-то развлечения, которым привыкли себя радовать в выходной? Или сложно прекращать работу, которой зарабатываете на хлеб, опасаетесь убытков? Или просто не можете отлучиться? Или синагога далеко от дома и трудно туда ходить, а не ездить, как в будни? В каждом из этих случаях проблема несколько иная, и, соответственно, решение надо искать соответствующее. Это Вы, конечно, можете более конкретно спросить и обсудить с раввинами.
Что касается утверждения, что «душа раньше не соблюдала субботу», возможно, это значит, что возвращение души в этот мир (гильгуль) совершается с целью исправить то, что в предыдущей жизни исправить не удалось. Поэтому, если исполнение той или иной заповеди в этой жизни трудно дается, значит, как сказано, оно и является целью пребывания человека здесь. А это, в свою очередь, означает, что в предыдущей жизни, возможно, он недостаточно хорошо выполнял эту заповедь, и ему недостает этого аспекта совершенства и полноценности души. Поэтому он и был вновь послан сюда, чтобы это доработать.
Но на практике это мало что меняет: так или иначе, Вам сейчас надо добиться успешного выполнения этой заповеди, а для этого — определить причины, по которым это сделать трудно, и найти способы преодоления препятствий.
В чем и желаю Вам успеха.
С уважением, Меир Мучник
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Танах — это не только история. Это книга о настоящем и будущем. Каждый может увидеть себя в той или иной ситуации, изложенной Танахом.
Рав Берл Набутовский
Рав Овадья Климовский
Кому вернуть украденное?
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Зеев Урман
А что будет именно с МОИМ сознанием, памятью, ощущением себя?
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Бенцион Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, рав Бенцион Зильбер»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Меир Мучник
Почему изначально Б-г их так создал?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Это всё должно было быть моим, но по недоразумению досталось ему...
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?