Темы: Предназначение, Технический прогресс, Тора и наука, Рав Яков Шуб, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины, объясните мне, почему развитие современной науки и техники не делает наш мир лучше? Как вообще иудаизм относится к техническому прогрессу?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Вы правы, современный мир, несмотря на бурное развитие науки и техники, действительно остается далеким от совершенства. Почему же это происходит? Неужели новые открытия и достижения современной науки не могут сделать человечество счастливым?
Чтобы ответить на Ваш вопрос, обратимся к словам наших мудрецов. Рав Элияу Деслер (Михтав ме-Элияу, стр. 270-271) спрашивает, почему Тора осуждает Туваля, основным занятием которого была разработка орудий из металла и железа (Берешит 4:22). Представьте себе, во времена, когда все орудия труда были деревянными или каменными, какой это был шаг вперед — сделать, например, железный плуг? Насколько это облегчит жизнь человека! Тем не менее, Тора называет его «Туваль-Каин» (по имени Каина, который убил своего брата), поскольку видит в его деятельности разрушение: он совершенствовал орудия убийства и, таким образом, шел по пути Каина (Раши к Берешит 4:22).
Подобный вопрос можно задать и о запрете использовать железные инструменты для обтесывания камней жертвенника (Шмот 20:22). Раши объясняет: жертвенник предназначен для продления дней (жизни) человека, а предназначение железа (в том числе) — сокращать жизнь. Поэтому железо не должно касаться камней жертвенника. Почему же наши мудрецы видят в железе именно средство убийства? А как же все те полезные для человечества вещи, которые изготовляют из железа?
Объясняет рав Деслер: Всевышний специально создал этот мир несовершенным. В Своей мудрости он оставил человеку возможность совершенствовать этот мир и, таким образом, становиться партнером Всевышнего в творении. Поэтому до вмешательства человека — все компоненты этого мира по умолчанию несовершенны и могут использоваться только для разрушения, как железо — для изготовления оружия или кирпичи — для строительства Вавилонской башни. И только человек может найти правильное применение этим ресурсам и так раскрыть их огромный потенциал.
Однако не всегда человек способен на это. Если цель его только в том, чтобы улучшить свое материальное положение в этом мире, то все достижения науки и техники так и останутся на своем изначальном уровне, а изначально это — средства разрушения. Если же его заботит духовный рост и использование этих ресурсов для служения Творцу, он сумеет раскрыть их конструктивный потенциал.
Поэтому при всех достижениях современной науки мир остается несовершенным. Ведь для того, чтобы их правильно использовать, человек в первую очередь должен стремиться к духовному росту, только тогда он сможет по-настоящему совершенствовать этот мир.
Мидраш (на Коэлет 7:28) говорит, что, создав первого человека, Творец провел его по Ган-Эдену, показал ему всю его красоту и сказал: «Все, что Я создал, — для тебя создал. Заботься об этом мире, чтобы не разрушить его».
Всем известно объяснение этого мидраша, которое дает Рамхаль в своей книге «Месилат Йешарим». Конечная цель создания человека — это именно Будущий мир, а наш мир — только коридор, по которому, выполняя волю Творца, можно прийти к цели. Поэтому Творец говорит Адаму, чтобы тот своими действиями в этом мире не лишил себя возможности попасть в мир Будущий (Ган-Эден).
Однако многие мудрецы понимают этот мидраш «буквально», а именно — что речь идет о нашем мире. Если принять это понимание, можно сказать, что наша работа по сохранению и совершенствованию этого мира заключается именно в работе над собой и в духовном росте. Ведь только тогда у нас будет возможность увидеть, как правильно раскрыть потенциал этого мира.
С уважением, Яков Шуб
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Тора, наука и тетя Белла»
Доктор Джеральд Шредер
Происхождение жизни — загадка, которую наука не в состоянии разрешить. Каким образом энергия Большого взрыва воплотилась в живой разум?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Хана Лернер
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Эльяким Залкинд
Как такое возможно — еврею быть без союза с Б-гом?
Рав Меир Мучник
И если у него было более еврейское имя, почему Всевышний к нему обращается «Моше, Моше»?
Рав Нахум Шатхин
Почему Всевышний скрыл от Ифтаха закон о жертвоприношениях?
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Блудница или владелица постоялого двора?
Рав Овадья Климовский
О чём Яабец просил Того, Кому принадлежит мудрость?
Рав Реувен Куклин
Что означает слово бин?
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Яков Гельфман
Ведь это значит, что он осознавал опасность и знал, что изменение имени может помочь...
Рав Реувен Куклин
Это больше напоминает мусульманское имя…
Рав Овадья Климовский
Кто сделал больше, тот не сделал ничего?