Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как можно есть жирное мясо во славу Небес?!

Темы: Аскетизм, Еда, Рав Менахем Эпель

Отложить Отложено

Шалом! Я прочитал: «Реб Мендл Футерфас говорил от имени ребе Рашаба: бывает, что человек довольствуется сухарями из корыстных соображений. Случается и обратное: человек может есть жирное мясо во славу Небес». Я не пойму, как можно есть жирное мясо во славу Небес? Разве можно обжираться во славу Небес?

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте!

Спасибо за хороший вопрос. Ребе Рашаб (Шолом-Дов-Бер) был пятым главой движения Хабад, а реб Мендл Футерфас — известный «машпиа» (духовный наставник) в Хабаде. Поэтому в качестве ответа на Ваш вопрос приведу цитату из основополагающей книги Хабада — «Тания» (гл. 7). Там идет речь о том, что объекты этого мира можно использовать во славу Небес, а можно — для своего удовольствия. И в этом контексте сказано: «Так, например, происходит, когда человек ест жирное бычье мясо и пьет ароматное вино, чтобы оживить душу для служения Б-гу и изучения Торы, как сказал Рава (трактат Йома 76а): “Вино и благоухание делают мысль более восприимчивой…” Или для того, чтобы исполнить таким образом заповедь, предписывающую наслаждение в субботу и праздники, тогда жизненная сила мяса и вина… восходит к Всевышнему как жертва всесожжения». Дальше «Тания» говорит о том, кто, как Вы пишете, просто «обжирается» мясом в свое удовольствие. Тогда жизненная сила этой еды не только не восходит к Всевышнему, но и опускается к силам зла.

Подведем итог: во славу Небес можно не только читать Тэилим, восхваляющие Творца, и не только выполнять заповеди, в которых явно проявляется Его воля, такие, как, например, заповеди о тфилин или мезузе и т. п. Даже есть и пить можно во славу Небес. И тут есть два основных варианта:

1) Есть — заповедь, например, часть заповеди радоваться в праздники или наслаждаться субботой;

2) Еда — это средство выполнения другой заповеди. Например, человек ест, чтобы у него были силы учить Тору и выполнять заповеди.

В связи с этим — вторым — вариантом уместно вспомнить известную историю о двух выдающихся еврейских мудрецах: раби Йоэле Сиркисе и раби Давиде А-Леви. Раби Йоэль был тестем раби Давида, и тесть заключил с зятем договор, что будет каждый день давать ему мясо на обед. Как-то раз раби Давид получил в качестве мясного обеда — блюдо из легких. Из-за этого, на первый взгляд, незначительного изменения в меню раби Давид вызвал тестя на суд Торы. Суд постановил, что раби Йоэль прав, то есть, что легкие считаются мясом. Когда потом у раби Давида спросили, зачем он вызвал тестя на суд Торы из-за такой мелочи, он пояснил, что в тот день, когда пообедал легкими, он почувствовал слабость и не мог изучать Тору на должном уровне. Раби Давид опасался, что это обратит внимание Небесного обвинителя на его тестя. Поэтому он вызвал его на суд Торы, чтобы суд его оправдал и постановил, что легкие — это тоже мясо. И тогда Небесный суд должен будет считаться с земным и обвинение будет снято.

Чтобы ответ был полным, следует добавить еще один существенный момент. Ребе Рашаб хотел объяснить, что качество еды ничего не говорит о намерениях того, кто ест. И, чтобы подчеркнуть это, он использовал в качестве примера две крайности — сухари, с одной стороны, и жирное мясо, с другой. Однако важно отметить, что это верно, к сожалению, главным образом в теории. На практике же совсем не просто есть вкусную пищу во имя Небес. Ведь человек состоит из души и тела. И, если душа и хочет делать все во славу Творца, то тело (то есть, животная душа, оживляющая его), хочет жить в свое удовольствие. И поэтому человек, который стремится истинно служить Всевышнему, ведет постоянную войну со своим животным началом. Об этом и говорит известный еврейский афоризм: поститься во Имя Небес намного легче, чем есть во Имя Небес.

В заключение отмечу, что сказанное, тем не менее, не означает, что человек, ищущий близости Творца, должен прийти к полному аскетизму. Ведь, как мы упоминали, есть случаи, когда есть вкусную пищу — это заповедь. Путь, который заповедует нам Тора, — это быть «людьми святости» (Шмот 22:30). То есть, жить человеческой (а не «ангельской») жизнью, но в чистоте и святости. И, как сказал ребе Рашаб в приведенной Вами цитате, ведущую роль в этом играет чистое и искреннее намерение.

С уважением, Менахем Эпель

Материалы по теме

Рав Менахем Эпель

Редакция Толдот

Родился в 1972 г в украинском городе Новоград-Волынский, в еврейском мире более известном как Звиль. В 1994 году приехал в Израиль. Учился на программиста в Хайфском Технионе. По окончании Техниона служил в израильской армии. Параллельно с воинской службой по вечерам учил Тору в  ешиве  для  баалей тшува  «Нетивот Олам» (г. Бней-Брак). После армии пошел в ешиву на целый день. Учится в колеле «Толдот Йешурун». Руководит работой вечернего колеля Толдот в Бат-Яме. Кроме того, часто дает уроки в разных общинах и колелях Израиля.

В иудаизме отсутствует концепция так называемого «первородного греха»?

Рав Менахем Эпель

Что это за концепция и почему отсутствует в иудаизме?

Наши души — осколки души Адама. Рождая детей, мы продолжаем дробить единую душу?

Рав Менахем Эпель

Зачем тогда иметь много детей?

Могут ли бесы считаться живыми? Могут ли они утонуть? Учат ли Тору?

Рав Менахем Эпель

Чем бесы подобны ангелам, а чем — людям?


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ