Темы: Раскаяние, Тшува, Грех, Хафец Хаим, Цари Израиля, Рав Меир Мучник, Обещание
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день, ребе! Нашел один парадокс, который хотел бы у вас прояснить. Пишет царь Соломон: «Имей надежду на Бога, не надейся на себя». Насколько я понимаю, Соломон также говорит, чтобы мы не были уверены в том, что никогда не согрешим и не сделаем дурного поступка.
И в то же время пишет Хафец Хаим в книге заповедей, 33 заповедь о раскаянии: «...Главное — сердечное, правдивое раскаяние по поводу содеянного. Нужно взять на себя обязательство не совершать подобного никогда впредь — это и есть основа тшувы (раскаяния). Признание в грехе (видуй) является важной частью раскаяния». То есть, нужно по сути пообещать не делать снова этот грех. Но, как говорит царь Соломон, невозможно быть уверенным в этом. Помогите мне пожалуйста найти здесь связь. Дмитрий
Здравствуйте, Дмитрий!
Насколько я понимаю, все достаточно просто. Да, для того, чтобы раскаяться в том или ином грехе, нужно твердо решить больше его не совершать и принять на себя такую обязанность. Но в то же время, зная природу человека, невозможно быть уверенным, что это действительно удастся. Это — как любая на свете цель: можно всерьез захотеть и решить добиться, но нет гарантии, что получится.
Отсюда не следует, что можно несерьезно относиться к обязательствам или что вообще не надо их давать. Жизнь устроена так, что брать на себя обязательства приходится. Поступая на работу, мы обязуемся добросовестно ее выполнять, не опаздывать и не злоупотреблять служебным положением. Вступая в брак, мы обязуемся любить супругу, помогать ей во всем и не изменять. Беря деньги в долг, мы обязуемся вовремя их вернуть. Все это — еще не зная, как сложатся обстоятельства и какие возникнут трудности, испытания и соблазны. Зная только, что, как бы всё ни сложилось, обязательства выполнять надо.
Но в то же время мы знаем, что мы люди, а не ангелы и можем не устоять перед соблазнами и трудностями. Как сказано, это не значит, что нам следует отказаться от обязательств вообще, но значит, что следует быть трезвыми и осознавать возможные опасности.
На практике это означает, что, во-первых, не следует брать на себя СЛИШКОМ МНОГО обязательств, а лишь те, которые, трезво рассуждая, человек считает себя способным выполнить. Или те, принимать которые «жизнь» заставляет, вроде вышеупомянутых: надо ведь жениться, поступать на работу и т. д. А значит, даже если человек не знает точно, как со всем этим справиться, ему «Сам Б-г велел» за это взяться и надо полагаться на Него. Верить, что Он устроил жизнь правильно и дал каждому человеку не только роль, но и инструменты и силы, необходимые для ее исполнения.
А, во-вторых, приняв эти обязательства и отправившись в путь, при наличии разных вариантов следует выбирать маршрут, который минимизирует опасности. Если на улице проливной дождь с порывистым ветром, а зонт у нас слабый и обувь не для такой погоды, то лучше без особой надобности на улицу не выходить. Но если все-таки приходится — надо ведь идти на работу или по каким-то другим неотложным делам, — то уж держись и постарайся не очень промокнуть. Это трудно, но возможно.
Так что речь о понятном нам различии между чрезмерной самоуверенностью и спокойной уверенностью в том, что мы в силах брать на себя разумные обязательства и выполнять их. Первое — безответственность, непонимание серьезности обязательств и связанных с ними рисков, недопустимости их невыполнения. Последнее — наоборот, ответственность, понимание, что обязательства — это серьезно, и принятие и выполнение тех, что Сам Б-г велел, — с Его помощью.
Понятно, что заповеди Торы относятся именно к тому роду обязательств, что «Сам Б-г велел» — в данном случае буквально. Он нам эти действия предписал, значит, Он знает, что мы в силах их выполнить и избежать греха. Поэтому мы должны принять на себя обязательство их выполнения — но, как сказано, ответственно, осознавая все реальные опасности. И без надобности не ставить себя в ситуацию, чреватую соблазнами. Но, если такой ситуации избежать не удается, то делать все необходимое для преодоления испытаний, веря, что нам это под силу и что Б-г поможет.
С уважением, Меир Мучник
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Глава последовательно повествует о судьях, царе, духовенстве, колдунах, пророках, нескольких уголовных и гражданских законах и в конце — о войне
Рав Михаэль Солганик
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Исполнение заповеди отсрочено
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Рав Овадья Климовский
Какие смысловые различия кроются за этими терминами?
Рав Меир Мучник
А где же награда сынам Исраэля?
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Хафец Хаим
Рав Яков Шуб
От какой женщины можно породить чужих детей?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Подробный комментарий на раздел «Орах Хаим» Шульхан-Аруха
Рав Яков Шуб
С какого момента заповедь отделять десятину считается выполненной?
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Овадья Климовский
Вопрос раввину о точных сроках египетского рабства
Рав Бенцион Зильбер
Если 70 человек спустились в Египет, как через 210 лет более 600000 вышли оттуда? Это математически невозможно.
Рав Берл Набутовский
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Рав Яков Шуб
Рав Овадья Климовский
Какие годы правильные?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
Рав Натан Агрес
Почему необходимо было вывести евреев из Египта так поспешно?
Рав Овадья Климовский
Чего опасался Йосеф?
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?