Темы: Мировоззрение, Одежда, Духовный мир, Рав Меир Мучник, Материальные блага
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины, здравствуйте! Хочу задать вопрос и сразу прошу прощения, если он покажется вам глупым или невежественным. Вопрос такой: интересует ли Творца процесс нашего духовного роста или его интересует результат? Поясню на наглядном примере. Я могу ошибаться, но мне представляется, что Творцу глубоко безразлично, какую одежду мы носим, носим ли кипу, например, или пейсы. Ему, наверное, интересен какой-то определенный уровень духовного развития, который позволит нам в мире грядущем удостоиться определенной роли. В различных эзотерических практиках, например, в таком случае говорят о вибрациях. Скажем, заработал вибрации в 10 герц — попадаешь на высокий уровень, не заработал — попадаешь куда-то похуже. Т.е. в деле повышения своего духовного уровня (вибраций) одежда может играть существенную роль. Но эту же роль можно, наверное, заменить чем-то еще? Т.е. все, что мы делаем — мы делаем, прежде всего, не для него, а для себя. И, раз уже в качестве примера я выбрал одежду, то не интереснее ли Творцу, чтобы на земле было максимальное разнообразие, а не все носили одно и то же, стараясь ему угодить? Потому что если развивать эту логику, то если разнообразие как раз таки не интересно, то идеальная картина для Творца была бы такая: 100% праведников, делающих одно и то же, выглядящих одинаково и т.д. Буду благодарен вашему комментарию. Спасибо. N.
Здравствуйте, N.!
По сути, Вы задаете три вопроса, и рассмотрим каждый из них.
Сначала о первом Вашем вопросе (судя по контексту, он в данном случае не главный, но рассмотрим для полноты и его):
Что интересует Творца, процесс или результат?
Творца интересует именно результат, достигнутый процессом — нашим трудом, строительством и стремлением к результату.
Позвольте привести такой пример. Человек приехал в Непал, чтобы взойти на Эверест. Но в самом начале пути прилетает вдруг даже не волшебник в голубом вертолете, а самый обычный человек, в вертолете обыкновенном и любезно предлагает подбросить нашего путешественника прямо на вершину в считаные минуты. Что делать?
Зависит от того, какая цель. Если цель — ступить ногой на вершину Эвереста и увидеть, какая оттуда открывается панорама, то почему бы и не принять предложение: так очень быстро и легко цель будет достигнута. Побывал? Побывал. Увидел? Увидел.
Но если цель — покорить Эверест, то разве он его покорил? Нет, не покорил. Научился альпинизму, обрел опыт восхождения? Нет, не научился и не обрел. Ощутил «кровную» связь с этой горой, с этой высотой, вложив в нее свои силы, частицу себя? Нет.
Разумеется, когда речь идет о «физической» горе, ничего тут позорного нет, я тоже поднимаюсь на вершины по канатным дорогам, когда бываю в горах. Но у меня и основные цели в жизни другие.
И, когда речь идет о «духовной горе», которую надо покорить, цель человека — не просто оказаться на каком-то уровне, а его достигнуть. Своим трудом. Сделать этот уровень частью своей сущности, вложившись в него. Выстрадав. Накачать духовные мускулы — постоянными тренировками.
То есть, пройти через процесс, проделать работу.
На практике это означает, что надо непременно стремиться продвинуться. Если изначальный уровень не очень высокий, то понятно, что есть куда стремиться. Но если человек уже интеллигентный, добрый, трудолюбивый — характер у него такой или такое получил воспитание? То надо не почивать на лаврах, а развиваться дальше. Например, проявлять все эти свойства, даже когда это трудно. Помогать людям, даже когда устал или некогда, или — когда они слишком занудливы, или раздражают как-то иначе. Учить Тору и познавать созданный Б-гом мир тоже — невзирая на усталость и помехи. Не удовлетворяться уже имеющимися знаниями и пониманием, искать дальше, стремиться к новым открытиям, к более широким и объемлющим панорамам. Увидев которые, человек поймет, что до сих пор все его «понимание» было на самом деле детским, примитивным — а вот теперь-то я понимаю! А на следующем этапе и это понимание окажется детским. Век живи, век учись.
И здесь тоже по-настоящему ценится понимание, которое выстрадал: ответы на вопросы, которые мучили, над которыми ломал голову — и вот, наконец-то, постиг!
Так что Творцу не все равно, как мы приходим к результату, — потому что реальный результат достигается именно процессом трудоемкого к нему восхождения.
В то же время следует использовать все средства, которые так или иначе способствуют и помогают этому росту, даже если они не стоят больших усилий. Например, не только тренироваться, но и принимать необходимые витамины. Слушать лекции или музыку, которые могут вдохновить. Лишь бы средства были «кашерными».
Отсюда — о втором, по сути, вопросе:
Какую роль в этом процессе играет одежда?
Не все ли равно, что мы надеваем? Ведь, вроде бы, действительно можно одеваться как угодно и при этом помогать людям, изучать Тору, познавать мир, молиться и т. д. Или, наоборот, одеваться по всем правилам, но ничего хорошего при этом не делать. То есть, как говорят, судить надо не по одежке, а по делам.
В теории — да (при условии, что и одежда соответствует стандартам «кашерности», покрывает все, что должно быть покрыто). Но на практике Б-г устроил человека так, что одежда для него играет роль. Она является нашей «оболочкой», нашим «фасадом» и «лицом». Мы одеваемся так, как хотим предстать перед другими. Или другие одевают нас так, как, по их мнению, мы должны предстать. И это оказывает психологическое воздействие.
Поэтому Тора повелевает изготовить особые одежды для коаним (священников) и еще более особенные одежды для главного из них — (коэна гадоля) первосвященника — «ради чести и во славу». Одевая в них коаним, Тора показывает всем — и им самим, и окружающим их людям — что у них особая роль и миссия. Поэтому они должны держаться подобающе — и другие должны к ним относиться соответственно. Конечно, главное — дело, но все-таки трудно относиться с безоговорочным уважением к человеку, который делает много хорошего, но при этом одет как бомж.
Конечно, одеваемся мы так «не для Б-га, а для себя», именно нам нужно это психологическое воздействие. Но по этой логике, действительно, все, что мы делаем, — это «не для Б-га, а для себя». Ведь Б-гу не только наша одежка, но и наши дела на самом деле не «нужны». Ему не нужно ничего, Он идеален и самодостаточен. Но Он нас создал, чтобы облагодетельствовать — наградить за наши дела ощущением достижения и полноценности. А в процессе достижения, как сказано, помогает и одежда.
Наконец, последний Ваш вопрос:
Не скучно ли, когда все одеваются в одно и то же? Не лучше ли разнообразие?
Вы правы в том, что полное однообразие скучно.
Но полного однообразия и нет.
А есть разнообразие «команд», в каждой из которых люди одеты одинаково — по «форме».
Посмотрим, скажем, на военный парад. Вот идут солдаты одного рода войск. Стройными, сомкнутыми рядами, шагают в ногу — и одеты одинаково, в одну и ту же форму. Красота, не правда ли? «Все красавцы молодые, великаны удалые, все равны, как на подбор». А если бы каждый одевался по-своему, у одного серые брюки, у другого зеленые, у третьего вообще шорты? Очень было бы красиво? Что бы тогда сказал Пушкин?
За одним родом войск идет другой — и форма уже другая. Но, внутри этого рода войск, этих рядов — одинаковая.
Именно такова «логика эстетики»: разные группы, но внутри каждой — все одинаковые.
Вместо ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ пестроты везде.
Или, если не нравятся солдаты, например, на Красной площади, возьмем гвардейцев у Букингемского дворца: там стиль одежды совсем другой, но принцип соблюдается тот же: разные группы гвардейцев — разная форма, но внутри каждой группы все одеты одинаково.
Или возьмем церемонии открытия различных игр, фестивалей и. п.: команды и делегации разных стран одеты по-разному, но члены каждой — одинаково. Эта одежда становится «формой» команды, ее отличительным знаком.
Или, если говорить о профессиях, почему, например, все врачи должны быть в белых халатах?
Потому что так устроен человек: он не только индивид (чему тоже есть свои формы выражения), но и член общества. И ему важно (и приятно, и полезно) ощущать себя членом команды. Частью коллектива, который объединен общей целью и к ней движется. Работая слаженно, взаимодействуя с однополчанами, понимать друг друга с полуслова. Эта группа — мое расширенное «я». Внутри группы все могут заниматься одним делом, зато группа в целом — «мы!» — отличается от всех других. Уникальна своим особым характером, целью, миссией — и формой.
Таким образом, одежда и здесь оказывает психологическое воздействие на человека: способствует его чувству единства с членами команды — и уникальности и отличия от всех остальных как члена этой команды. Помогает ему постоянно ощущать свою роль, миссию, чувствовать, что должен вести себя соответственно, и с честью выполнить миссию, оправдать доверие, доказать свое право носить эту одежду.
Я надел белый халат — значит, я настоящий врач! Нет, на самом деле не значит… Но я должен им быть, как другие носители этого халата, выполняющие святую миссию спасения человеческих жизней — иначе это халат «фейковый» и я не имею права его носить!
Я надел форму своей команды, делегации своей страны — значит, должен постараться вести себя как можно лучше, а также, вместе с земляками, победить: тогда как представитель своей страны я принесу ей славу. Если же не справлюсь со своими обязанностями — опозорю свою команду и всю страну.
А если я оделся как религиозный еврей, то должен постараться вести себя как можно лучше и исполнять вместе с моими собратьями уникальную миссию моего народа — изучения и соблюдения Торы, распространения понятия о Всевышнем. Иначе, если не выполню эту миссию, опозорю и свой народ, и учение Б-га, которое он представляет.
Поскольку судить обо всем этом люди будут по делам тех, кто одет в эту одежду.
С уважением, Меир Мучник
Рав Цви Вассерман
Понимание жизни как служения, полное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальнейшие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Рав Ашер Кушнир
Нужно ли сразу поменять одежду и ходить в кипе?
Рав Натан Агрес
Ведь буквально это переводится как «хлеб лица»?
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Что находится в духовных мирах?
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Знакомьтесь — еврейство»
Рав Реувен Куклин
Всевышний кажется уже мифом, тем, кого нет…
Рав Хаим Бурштейн
Рав Меир Мучник
А где же награда сынам Исраэля?
Рав Яков Шуб
Если еврей является генералом российской армии, можно ли ему носить свой генеральский мундир?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его