Темы: Вавилонская башня, Религия, Мировоззрение, Психология, Атеизм, Рав Меир Мучник, Отношения между людьми
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины, здравствуйте! В диалоге с приятелем-эзотериком им было озвучено такое мнение: все религии — это огромные эгрегоры, которые питаются энергией своих адептов. Я не нашелся, что возразить, и прошу вас помочь мне сформулировать ответ. Лев
Здравствуйте, Лев!
Что ж, попробуем заняться формулировками.
Ваш приятель заявляет, что все религии — это эгрегоры. То есть мысли, эмоции и убеждения, общие для целых групп людей, которые в результате живут и думают по схожим правилам. Они вместе чем-то восхищаются или по поводу чего-то негодуют. Они часто убеждены в собственной правоте, святости, исключительности — и в том, что несогласные представляют силы зла и тьмы. Делят мир на «своих» и «чужих», рисуют образ врага. В дискуссиях они часто неспособны слышать никакие доводы и мнения, идущие вразрез с привычной для них логикой, их устами говорит эгрегор.
Итак, являются ли все религии эгрегорами?
Конечно, являются! Как и все политические идеологии. Как и менталитеты, и стереотипы, объединяющие граждан большинства стран и представителей большинства профессий. Или фанатов рок-звезды, или поклонников творчества писателя. Бывают, конечно, разные степени и формы, но в той или иной мере данный феномен проявляется в любом коллективе, будь то болельщики на стадионе или интеллигенты на кухне.
За примерами далеко ходить не надо. Понятно, что, несмотря на провозглашенный атеизм, чистым эгрегором была советская идеология. Настолько, что, по сути, это тоже была религия. Только заменили Б-га на Ленина (даже поклонялись его святым мощам), духовенство на мудрую партию во главе с генсеком. Партия приведет весь народ к светлому будущему — раю, а там — и весь мир голодных и рабов. В ее идеи и постановления надо свято верить, а кто хоть как-то не согласен, тот еретик («контра», «враг народа»).
Но и те, кто осмеливался не соглашаться, в этом плане вели себя так, что Довлатов сказал: «Хуже коммунистов только антикоммунисты». Или, как метко выразился кто-то еще уже о современной России: одни гордятся своей страной, другие гордятся тем, что не гордятся.
Последние обычно равняются на «свободные» страны современного мира. Но при рассмотрении и там, несмотря на неоспоримые отличия реалий от т. наз. «совковых», господствует схожий по типу менталитет. Мы — град на холме, героические борцы за свободу, а те, кто нам противоречит, — явно ее душители. У нас священная конституция, составленная мудрыми отцами-основателями. Попробуй подвергнуть малейшему сомнению.
Внутри себя такие страны, в свою очередь, расколоты на политические партии, каждая из которых создает, по сути, культ личности своих кандидатов и демонизирует оппонентов, рисуя качественный образ врага. За своего призывают голосовать не потому, что из двух в целом достойных людей этот справится лучше, а потому, что «за свет и мир мы боремся, они — за царство тьмы». (Нет, это не пропаганда — у нас же свобода и демократия! — это предвыборная агитация). И скандируют участники партийных съездов лозунги, брошенные ораторами (явно рассчитанные на тупых баранов), в восторженном исступлении, со слезами на глазах. Довелось как-то побеседовать с вполне интеллектуальными сторонниками одной из партий: они слово в слово повторяли те лозунги и обороты, которыми орудуют партийные агитаторы, и было непонятно: они действительно сами так думают? Или настолько прочно вбиты им в голову чужие идеи, что их устами говорит эгрегор? Или попробуй в компании музыкантов усомниться в том, что каждое произведение Моцарта или Чайковского — проявление высшего гения. На предложение исполнить произведение классика не совсем так, как написано в партитуре, один знакомый дирижер отреагировал примерно так же, как отреагировал бы раввин на предложение прочитать Тору не так, как написано в свитке. Мы — людишки, наше дело — вместе восхищаться гением композиторов (писателей, поэтов) и благоговеть над каждой нотой (буквой, рифмой). А в эпоху самих классиков музыкальный мир был расколот на течения и внутри каждого с подобным пиететом относились только к «своим», тот мир кто-то назвал «муравейником друзей и врагов».
Но разве нет людей, которым претит эта стадность и которые готовы мыслить самостоятельно, вопреки общепринятым установкам?
Конечно, есть. Одиноко каждому из них живется! Боится высказать свои мысли окружающим — заклюют. Но пусть знает — у него тоже на самом деле есть единомышленники, у которых он сможет найти отклик. Если повезет, он их встретит, чему, безусловно, будет рад. И тогда можно будет вместе негодовать на тупость окружающей толпы, вместе травить анекдоты (их ведь надо рассказывать кому-то), вместе упиваться собственным свободомыслием и ставить на место того, кто по глупости станет противоречить очевидным истинам. А если особенно повезет с количеством единомышленников и внешними обстоятельствами, можно будет даже выйти протестом на улицу и вместе, дружно кричать: по-зор, по-зор, по-зор! Как-то раз я оказался рядом с одной группой протестующего меньшинства, и издалека их шум казался негодующим, но вблизи я увидел, что многие из них улыбались, явно наслаждаясь происходящим. Вместе весело шагать по протестам!
Так что открою Вам секрет: все мы такие. Вне зависимости от религиозности, партийности и национальной принадлежности. Человек — существо коллективное. Да, в нем заложен индивидуализм, но также и коллективизм. Ему приятно делать что-то в сотрудничестве и координации с другими, плыть вместе с массой, быть частью чего-то большого. Он жаждет отклика и тянется к себе подобным, поэтому люди схожих взглядов стихийно собираются в такие вот стаи. Рыбак рыбака видит издалека. Два сапога пара.
Но почему человек так устроен?
Один современный писатель подмечает парадокс: чего хочет человек? Если спросить, он ответит: спокойной и мирной жизни, здоровья и безопасности, финансовой обеспеченности, гармонии в семье. Но что он делает на практике? Вечно к чему-то стремится, идет на риск, наталкивается на конфликты, перегружает график до стресса, гробит здоровье, тратит деньги на явно ненужные вещи, на семью время и силы уже едва находит. Как же так?
Его ответ: в каждом человеке заложено стремление совершить максимум действия, на которое он способен. Оно сильнее стремления к миру и покою и толкает человека в противоположную сторону. Поэтому он готов стремиться к достижениям, даже если за это заплатит стрессом, конфликтами и рисками.
Отсюда ответ и на другой вопрос: почему люди всегда сбиваются в стаи, команды, формируют общество? В котором, в свою очередь, выделяется лидер, которому все подчиняются?
Потому что сообща люди могут достичь больше, чем поодиночке. Один человек, каким бы он ни был гениальным и сверхсильным, не сумеет построить небоскреб или космический корабль. Тут нужно коллективное усилие, разделение труда, управление — то есть система. Ее и формируют люди, инстинктивно стремящиеся к максимальному действию и достижениям.
Как водится, ученые и меткие наблюдатели могут формулировать «что», но не всегда могут ответить «почему».
Для этого нужна Тора. Объяснят Рамхаль: Б-г создал человека, чтобы он совершенствовал себя и мир, реализовал заложенный в нем потенциал. В конечном счете Он хочет облагодетельствовать человека и дать ему тот самый мир и покой, и человек чувствует, что именно это и есть высшее благо. Но оно возможно в полной мере лишь в Будущем мире. А в этот мир человек помещен для того, чтобы это высшее благо заработать. Не спокойной и мирной жизнью, а трудом и созиданием, реализацией потенциала. Поэтому здесь в нем заложено стремление его реализовать, что он и делает, а покой остается мечтой, ибо в этом мире он действительно в полной мере недостижим, но в Будущем человек его получит.
По этой же причине Б-г устроил людей так, что они естественным образом сбиваются в стаи и формируют коллективы: так они большего добьются и максимально реализуют свой потенциал.
А коллектив работает слаженно только в том случае, если внутри него царит определенный уровень единомыслия. А то, если каждый будет настаивать на своих идеях, получатся лебедь, рак и щука. Поэтому, хотя должен быть также какой-то простор для творчества и личной инициативы, это должно быть правильно вписано в общую согласованность.
И должен быть один начальник, который задает основные идеи, устанавливает правила и все координирует. А то, если нет дирижера и каждый музыкант сам решает, что и как ему играть, получается не симфония, а какофония. Поэтому, когда Б-г решил сорвать проект строительства небоскреба под названием Вавилонская башня, он смешал языки участников проекта — внушил каждому непоколебимую веру в его собственные идеи — как строить, какие материалы использовать. В результате каждый стал тянуть в свою сторону и ставить палки в колеса другим, и так все рухнуло.
Поэтому, когда Б-г хочет, чтобы люди все-таки чего-то добились, Он внушает им единомыслие. Отсюда все религии и все общности: страны, партии, команды, фирмы и прочие эгрегоры.
Так что само по себе существование эгрегора вовсе не является доказательством неправильности идеи или неправедности общества. Все зависит от того, какая идея и какое общество, какие данные подставлены в формулу. Если идея правильная, общество праведное и результат совместных усилий благой, то, значит, эгрегор оказался полезным и созидательным. Для чего Б-г его и создал.
С уважением, Меир Мучник
Читайте: тема Религия. Взгляд Иудаизма
Рав Реувен Пятигорский
Рав Реувен Куклин
Психологи утверждают; что в жизни необходимо делать только то, что приносит удовольствие…
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Хаим Бурштейн
Рав Реувен Куклин
Чем будет жив праведник?
Рав Захария Матитьяу,
из цикла «Атеизм XXI века»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Поколение потопа совершало как мелкие, так и крупные грехи. Но Всевышний, обладая долготерпением, прощал им прегрешения... до определенного момента.
Рав Реувен Куклин
Как оно влияет на нашу жизнь и можно ли / нужно ли над ним работать в каком-то направлении?
Рав Цви Вассерман
Понимание жизни как служения, полное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальнейшие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Рав Йегуда Лейб Ашлаг
В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.
Рав Захария Матитьяу,
из цикла «Атеизм XXI века»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его