Темы: Яаков, Обман, Тора и бизнес, Бенцион Зильбер
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныНе кради! Не лги!
Два подхода.
Начну со второго. Цитата: "Живя у Лавана, отпетого лжеца и мошенника,.. Яков играл по правилам Лавана, чтобы выжить и преуспеть... Таков урок на все времена." Акива Татц, "Маска вселенной".
Первый подход достаточно понятен, описан и прокомментирован. Например, Ефим Свирский, "Свобода и выбор".
Вопрос 1.
Какова требуеммая степень щепетильности в современных условиях диаспоры?
Вопрос 2.
Каков статус вещи, утратившей хозяина?
Вопрос 3.
Каково отношение к вещам, которые становятся нашей собственностью легитимно, но происхождение которых а) неизвестно, б) сомнительно, в) проблематично для выяснения.
Например:
а) Покупка товара на хозяйственном рынке
б) покупка квартиры - неизвестно, как честно она досталась предыдущим хозяевам
Вопрос 4.
В каком объеме мы вправе опираться на собственные ощущения, в каком - на закон, и на какой закон в отношении вышеперечисленного?
М., Беларусь
Уважаемый М.!
Не знаю, что имел в виду Акива Татц в своей статье, я её не читал, но мне кажется, подход Торы такой: обманывать обманщика — это ведь тоже обман. Но стараться не быть обманутым — это путь Торы. Например, Яаков, хотя Лаван, пообещав ему Рахель, дал в жёны Лею, работал вторые семь лет так же честно, как и первые. А то, что он вырезал ветки и т.д., было возвращением договора к первоначальным условиям.
О Ваших конкретных вопросах. Понятно, что есть ситуации, в которых не надо быть слишком щепетильным, а есть и другие. Есть законы Торы об имуществе. Пишите конкретно, что Вам актуально.
С уважением,
Бен-Цион Зильбер
Читайте:
Тора и бизнес
Истина и Ложь
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Залман Симха Левин
Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере
Рав Арье Кармель
...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Ложь, даже безвредная, ненавистна пред Всевышним.
Рав Реувен Куклин
В последнее время меня очень волнует тема лжи.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Шауль Вагшал
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Месилат Йешарим (Путь праведных)»
Рав Зеев Гершензон
А как же братская любовь? Отдать последнее, но помочь брату?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.