Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как можно «нести свет народам», не отдавая его, а ограничивая?

Темы: Христианство, Избранность, Ислам, Изучение Торы, Бней Ноах, Рав Меир Мучник, Материалы для Бней Ноах

Отложить Отложено

Если позволить изучать Тору всем — это разрушит границы между евреями и неевреями, и тогда Израиль потеряет свою уникальность и не сможет дать благо человечеству как «свет среди народов»… Скажите, как нести свет народам мира, не отдавая его, а ограничивая? Творец хотел исправления мира через Израиль, но если Израиль исправит себя и только себя — это будет исправлением мира или это «закопанные таланты»? Ольга

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Ольга!

Приведенная Вами известная метафора — «свет народам» — как раз может помочь в ответе на Ваш вопрос. Как именно источник света — огонь или лампочка — несет нам свет? Разве мы прикасаемся к источнику света, получаем у него свет напрямую? Нет, так мы получим не свет, а ожоги. Огонь и лампочка находятся на своем месте, свет отражается от окружающих предметов и озаряет все вокруг.

Вот и евреи должны просто находиться на своем месте, изучать и соблюдать Тору, совершать правильные действия, продвигаться в области духа и таким образом «светить», а дальше всё — согласно законам отражения и преломления света.

Посмотрите, что получается на практике. Религиозные евреи мало кого из неевреев напрямую учили Торе. (Хотя, строго говоря, можно обучать семи заповедям потомков Ноаха, которые неевреи обязаны соблюдать). Но на практике жизнь большой части нееврейского мира базируется на том, что принято называть «иудео-христианскими ценностями». А другая часть нееврейского мира, хотя она это открыто не признает, на практике живет «иудео-мусульманскими ценностями». Не признает, разумеется, потому, что на данном этапе истории находится в остром конфликте с евреями. Ведь та часть, что живет «иудео-христианскими ценностями», тоже раньше их так не называла и только теперь признала таковыми, когда ее конфликт с евреями вошел в фазу относительного затишья.

Евреи этих людей напрямую не учили — скорее, как сказано, находились с ними в состоянии конфликта, ибо те религии, как взбунтовавшиеся подростки, отрицали свои корни, да еще пытались заставить самих евреев отказаться от своего наследия. Но, так или иначе, на практике еврейские ценности во многом были усвоены миром и улучшили его, даже если были усвоены с теми или иными искажениями. На более ранних этапах истории эти ценности передались в виде мировых религий, позднее — в виде различных идеологий, «измов». Эти идеи могут вдохновлять людей «на труд и на подвиги» как аспект гвура — «мощь», «дисциплина» (главное качество Ицхака), или на милосердие и терпимость как аспект хесед — «милосердие» (главное качество Авраама). В то же время, как известно, и ведущие религии, и идеологии способны приводить людей к губительным крайностям. Поэтому даже после того, как другие народы переняли еврейские идеи, сам еврейский народ, сохраняя эти качества в их изначальной, умеренной и сбалансированной форме, к которой его нелегким путем привел Всевышний, остается уникальным.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его