Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли в праздник накопать руды, переплавить ее в металл и выковать сковородку?

Темы: Запреты, Йом тов, Субботы и праздники, Еда, Рав Яков Шуб

Отложить Отложено

Здравствуйте. Как известно, в Йом Тов (праздник) можно совершать мелахот (работы), необходимые для приготовления еды. Вот, например, человек хочет приготовить что-то, а у него нет рецепта, — получается, можно залезть в интернет и погуглить? Или нет сковородки. Получается, он может пойти, накопать руды, переплавить ее в металл, выковать сковородку и пожарить на ней еду! С уважением, Мамбуда, студент Российского университета дружбы народов.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Мамбуда,

Большое спасибо, что обратились к нам. Ваш вопрос затрагивает основы законов Праздничного дня — Йом Това, поэтому давайте разберем все по порядку.

Как в субботу, так и в праздник запрещено выполнять все 39 работ. Единственное отличие — в праздник разрешено совершать действия, необходимые для основных «удовольствий» (охель нэфеш). На практике в основном это разрешение готовить пищу.

Но и здесь есть некоторые ограничения. Приведем часть из них:

— Если блюдо можно приготовить до праздника и это никак не повлияет на его вкусовые качества, его нельзя готовить в праздник, а надо заранее.

— Разрешено готовить только те блюда, которые подходят для обычных людей. Поэтому блюда, которые подходят только для каких-то определенных категорий людей, например, избалованных и больных, нельзя готовить в праздник, а надо заранее.

— Запрещены работы, продуктом которых можно пользоваться в течение длительного срока, например, жатва (коцер) и т.п.

Кроме того, в Талмуде (Бейца 28а) приводится спор о том, распространяется ли это разрешение на работы, которые не связаны непосредственно с приготовлением пищи, а необходимы, чтобы подготовить инструменты, которые впоследствии понадобятся для готовки, т.е. работы предварительной стадии (махширин охель нэфеш). Например, наточить нож, чтобы потом сделать шхиту или резать пищу. Раби Йеуда считает, что разрешено выполнять такие работы, если не было возможности сделать их до праздника, а мудрецы спорят с ним и запрещают выполнение таких работ.

При этом как мудрецы, так и раби Йегуда согласны, что их спор относится только к ситуации, когда необходимо, починить или исправить инструмент (как, например, было сказано выше, наточить нож), а вот если его необходимо изготовить с нуля, то это запрещено (Шаарей Циюн 509:2). Поэтому, например, сделать новый нож будет запрещено по всем мнениям.

Теперь можно ответить на Ваш второй вопрос: запрещено выполнять работы по изготовлению новой сковородки в праздник, поскольку это не относится к разрешению махширей охель нефеш.

Еще одно ограничение: спор мудрецов и раби Йегуды не касается работ, необходимых для починки инструментов, которые, в свою очередь, необходимы для починки тех инструментов, которые впоследствии будут использованы для приготовления пищи. Иными словами, речь идет о предварительной стадии, предшествующей предварительной стадии (махширэй махширин охель нэфеш). Например, как было сказано выше, можно наточить нож, но нельзя починить точильную машину, которая необходима, чтобы наточить нож, который впоследствии будет использован для убоя скота или нарезания пищи. Кроме того, спор также не касается работ по починке или изготовлению предметов, которые, в конечном счете, не влияют напрямую на приготовление пищи. Например, нельзя сделать лестницу, чтобы достать продукты, которые находятся на чердаке (Алахот а-Моадим 3:5, см. Мишна Брура 514:4).

Соответственно, теперь можно ответить на Ваш первый вопрос: нельзя искать рецепт в интернете, поскольку это также предварительная стадия перед предварительной стадией, и ведь сам рецепт не участвует напрямую в приготовлении пищи.

Хороших Вам праздников.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его