Темы: Песах, Еврейский календарь, Маца, Хамец, Исправление качеств, Рав Меир Мучник
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПосле изучения ответов и материалов по теме хамец на вашем сайте остаётся несколько вопросов. Один из них такой: почему же нам можно употреблять хамец весь год? Много написано про дурное начало, пустоту и бездуховность хамеца и про прелести мацы и всего, что она символизирует. Тем не менее, маца нам положена только 7 дней в году… В чем же польза хамеца? Спасибо!
Здравствуйте!
Вы задаете хороший вопрос. Действительно, как может один и тот же предмет быть ужасно вредным и строго запрещенным в течение одной недели, а в остальное время — вполне приемлемым?
Еврейский календарь — это не просто последовательность различных праздников, а цикл, в котором каждый из праздников представляет вполне определенный этап. По словам мудрецов, этот цикл соответствует годовому природному циклу, временам года, ибо созданный Б-гом физический мир отражает духовный: «Б-г смотрел в Тору и творил мир».
А годовой цикл жизни природы и человека, как известно, соответствует суточному: весна — время пробуждения от зимней «спячки», лето — трудовой «день», осень — завершение трудового сезона, сбор урожая, подведение итогов, «вечернее» замедление жизненной активности. Годовой цикл соответствует и циклу жизни в целом: весна — рождение и молодость, а осень — замедление активности к концу жизни.
Таким образом, получается, что Песах — это праздник весны и молодости. Пробуждение от зимней «спячки» и начало трудового дня. Рождение и начало жизненного пути. Поэтому именно в эти дни был исход из Египта: еврейский народ «родился» и отправился в путь.
А теперь посмотрим, каким именно образом хамец символизирует дурное начало.
Хамец — это тесто, которое после контакта с водой оставили на определенное время, ничего с ним не делая, и оно стало квасным. То есть хамец — это результат отсутствия быстрого и энергичного действия, неоправданное его откладывание. Слово хамец связано со словом леахмиц — «прозевать», «упустить [возможность]». А дурное начало — это та черта человеческого характера, которая препятствует исполнению заповедей: лень и склонность откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Как известно, после откладывания результат часто бывает уже не тем. Поэтому хамец и символизирует дурное начало: он является результатом подобного промедления и задержки необходимого действия. Тора (Шмот 12:17) повелевает не задерживать выпечку мацы (мацот), чтобы тесто не превратилось в хамец. По словам мудрецов, тот же стих можно трактовать и как повеление не задерживать исполнение заповедей (мицвот): «Если представилась тебе возможность исполнить заповедь, не откладывай ее, а исполни сразу».
Но когда в особенности промедление «смерти подобно» — и в то же время чрезвычайно соблазнительно?
В самом начале трудового цикла. Утром, когда надо встать с постели и выйти из дома на работу. Именно тогда постель кажется раем, а весь окружающий ее мир — сущим адом. Не хочу-у-у!!! Ну, может быть, еще через пять минут! Не торопите, дайте встать медленно, постепенно, до последнего наслаждаясь каждым мигом пребывания каждой части тела в постели!
Так можно проспать все утро, а там будет потерян и весь трудовой день: если начнем его поздно, уже не будет той свежести и того диапазона действия. Поэтому необходимо преодолеть свою лень, совершить рывок и встать вовремя, быстро и решительно.
А также — быстро позавтракать и отправиться на работу, не пытаясь на этом этапе расслабиться в удобном кресле и насладиться домашним уютом. Иначе тоже можно задержаться на весь день и потратить его зря. Утро — время спешки, не обязательно приятной физически, но необходимой и полезной.
Вот чему подобен хамец: мягкой и приятнейшей постели. Домашнему уюту. Месту, где можно расслабиться и насладиться покоем, как следует отдохнуть и набраться сил.
Вреден ли уют и отдых вообще? Нет, на других этапах жизненного цикла он может быть даже полезен. Человек не может постоянно работать, ему нужен и отдых. Ночью необходимо идти спать в ту самую постель. (Тогда почему-то как раз не хочется!) Уже к вечеру, завершив трудовой день, можно и расслабиться в кресле. А многие люди и посреди дня ненадолго идут спать, чтобы обновить силы. Да и на любом этапе дня вполне можно пользоваться разными удобствами, которые делают жизнь более приятной, не мешая выполнению необходимой работы.
Интересно, что главная заповедь осеннего праздника Суккот — «вечернего» завершения цикла — сидеть в сукке. Даже если человек просто сидит в ней семь дней и ничего не делает — расслабляется в кресле, спит в постели — он исполняет заповедь! Это «вечером».
Но утром уют постели и кресла не просто вреден, а «смерти подобен»! Ибо представляет собой не удобство, облегчающее жизнь, и не отдых в середине жизни, а задержку начала самой жизни. Такая задержка и попытка насладиться материальными удобствами перед тем, как отправиться в путь, может уничтожить весь трудовой день, весь жизненный цикл. Задержался ненадолго — и поезд ушел. Еврейский народ, «родившись», в спешке ушел из Египта, а человек прозевал и остался, упустил свой шанс.
Поэтому так строго запрещен в самом начале годового цикла хамец, символизирующий такую задержку. Надо решительно отвергнуть домашний уют, встать и выйти на работу. Как еврейский народ отверг Египет с его материальными удобствами и быстро вышел в путь по пустыне, неуютной, но предвещающей получение Торы и обретение духовного совершенства.
В самой пустыне во время этой работы над духовностью евреи получили от Б-га много воистину чудесных благ: ман, который менял вкус в соответствии с предпочтениями людей, облака Славы, которые и защищали их, и обновляли их одежду и т.п. Но это — уже в пути, в пустыне, «на работе». В поезде есть вагон-ресторан, и при необходимости можно там сесть и что-то съесть. Но, выходя из дома, задерживаться категорически нельзя, а то опоздаешь на поезд и вообще никуда не уедешь. Чтобы изначально успешно выйти в путь, надо решительно отвергнуть все материальные блага Египта и не дать тесту превратиться в хамец, символизирующий эти блага.
С уважением, Меир Мучник
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Фараон не хотел отпускать еврейский народ. Он не признавал власть Творца. И тогда последовала череда казней египетских, а за ними — чудесный Исход. Краткая история праздника.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Бенцион Зильбер
Рав Меир Мучник
А где же награда сынам Исраэля?
Рав Ицхак Зильбер
Лишь в 18 веке немецкому физику Карлу Гауссу удалось вывести формулу вычисления даты еврейского календаря, выпавшую на определенную дату общепринятого. За тысячи лет до этого еврейский календарь абсолютно точно синхронизировался с солнечным в соответствии со знаниями, полученными Моше на Синае (и позднее записанными в Талмуде).
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Неизвестный автор
Почему сначала едят мацу, символ свободы, и лишь затем марор — символ рабства?
Рав Хаим Суницкий
Ципора Харитан,
из цикла «Женщина в еврейском доме»
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
О человеческих характерах и о том, как надо себя вести. Из раздела «Законы образа жизни».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Эльяким Залкинд
Как такое возможно — еврею быть без союза с Б-гом?
Рав Меир Мучник
И если у него было более еврейское имя, почему Всевышний к нему обращается «Моше, Моше»?
Рав Нахум Шатхин
Почему Всевышний скрыл от Ифтаха закон о жертвоприношениях?
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Блудница или владелица постоялого двора?
Рав Овадья Климовский
О чём Яабец просил Того, Кому принадлежит мудрость?
Рав Реувен Куклин
Что означает слово бин?
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Яков Гельфман
Ведь это значит, что он осознавал опасность и знал, что изменение имени может помочь...
Рав Реувен Куклин
Это больше напоминает мусульманское имя…
Рав Овадья Климовский
Кто сделал больше, тот не сделал ничего?