Темы: Молитва, Желание, Яков Гельфман, Связь с Творцом, Любовь к Б-гу
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныМеня очень волнует один вопрос. Насколько я знаю, после зажигания субботних свечей принято, что женщина просит Всевышнего об исполнении ее желаний (здоровье близких, парнаса — пропитание и т.д.). Но ведь Всевышнему лучше моего известно, какой мне предстоит путь и каким моим желаниям дано осуществиться. В сущности, мои желания определены Его волей. Так зачем же просить о чем-то?
Здравствуйте!
Ваш вопрос — один из фундаментальных вопросов о молитве. Об этом написаны целые книги. Попробую представить Вам основные линии ответа на основе того, что я изучал. Для начала можно просто сказать: есть вещи, которые человеку не дано понять до конца. Ведь мы видим, что и чувства наши ограничены. Мы не видим инфракрасного излучения, не слышим ультразвук и т.п. Так же и возможности нашего постижения недостаточны, чтобы понять этот парадокс. Нужно просто чистосердечно молиться, тогда мы убедимся, что есть Тот, Кто слышит молитву. А когда чувствуешь живую связь с Б-гом, не так уж важно, понимаешь или нет, главное — что Он понимает. И об одном из великих кабалистов сказано, что несмотря на свои обширные познания в этой сфере тайного (где и можно найти подробные ответы на такого рода вопросы) он молился с детской простотой, как просят у папы с мамой.
Продолжим. Когда речь идет о вопросах, связанных с Торой, самое важное — чтобы человек прочувствовал ответ, чтобы он улегся в его сердце и сознании. Поэтому я обратился с Вашим вопросом к подросткам разного возраста, выросшим в религиозных семьях, т.е. к людям с «неиспорченным взглядом». И вот ответы, которые я получил.
А.: Творец хочет, чтобы у человека была связь с ним, поэтому нужно, чтобы человек молился, а не просто получал с Неба все, что ему необходимо.
Б.: Для того, чтобы человек не воспринимал все, что ему дается, как само собой разумеющееся, он должен молиться и получать то, что Творец ему предназначил, как ответ на его молитву, и это усилит его осознание, что ему дает Творец мира, а не кто-либо другой. Об этом есть красивая хасидская история. Один из лидеров хасидизма, раби Зуся из Аниполя, если не ошибаюсь, каждый день после утренней молитвы горячо вслух просил Б-га о пропитании, как предписано в книге Зоар, и после этого шамес приносил ему завтрак. Так продолжалось долгое время. Однажды служка решил: что это за спектакль такой, он молится Б-гу, но завтрак-то я ему приношу?! Завтра не принесу ему!» Сказал и сделал. На следующий день раби Зуся, как обычно, попросил у Всевышнего пропитание, но служка не несет. Тут, откуда ни возьмись, входит еврей с большим подносом, уставленным блюдами, и несет прямо раби Зусе. А тот, нисколько не удивляясь, садится завтракать. Когда этот еврей выходил, его остановил служка, чтобы спросить, что произошло. А тот ему объясняет, что он обидел рава и решил таким образом его умиротворить. Вот тогда-то и понял служка раби Зуси, Кто на самом деле посылает раву еду.
В.: Папа хочет дать сыну конфетку, но ему приятнее чтобы сын попросил ее, а не получил просто так. Почему? Видимо, чтобы сын ценил подарок и испытывал чувство благодарности к отцу. Так и Творец хочет, чтобы мы ценили то, чем он нас наделяет. Об этом есть мидраш. Спросил раби Шимон Бар-Йохай: почему ман выпадал каждый день, а не раз в год? И ответил притчей про царского сына, которому отец назначил давать деньги на пропитание раз в год. Так сын и посещал его раз в год, приходил за чеком. Сказал себе царь: «Это не дело» и назначил давать сыну деньги на пропитание каждый день. Вот тогда-то и стал сын приходить к папе каждый день.
А теперь мой ответ. Сказано, что, пока Всевышний не сотворил человека, растения не росли. Объясняют наши мудрецы: Всевышний ждал, чтобы человек помолился о дожде, и только после этого Он взрастил все. То есть потребность в молитве заложена в природу мира. Рав Пинкус, благословенна память праведника, объясняет: на самом деле есть как бы два взгляда. Со «стороны» Творца: Его совершенство и всемогущество полностью исключают возможность связи с Ним, и не имеют смысла ни молитва, ни заповеди. Но Творец создал мир и, соответственно, создал возможность связи с Ним. С этой точки зрения (с нашей стороны, со стороны творения) Творец открывается нам как Царь, и есть правила по которым управляют царством. Как сказали наши мудрецы: Царство Небес — как царство земное. И здесь, действительно, если человек не помолится, то Творец как будто и не слышит. Почему? Потому что этого требует устройство мира, это нужно для человека, созданного в этом мире. Поэтому и Творец ведет себя в соответствии с этими как бы земными правилами, «ограничивая» Свое безграничное знание и видение ради блага человека. О том, до какой степени эти правила действенны, есть история в Талмуде. Один человек шел по пустыне, и ему было тяжело идти. Он стал молиться, чтобы послали ему осла. Проходил мимо араб, у которого умер осел, погрузил тушу на спину этого человека и заставил его нести ее. Вот и получил осла! То есть, он не просил осла, чтобы на нем ехать, и просьба была выполнена не так, как он ожидал. Видимо, не было у него заслуг, поэтому получил по «букве», а не по духу молитвы, потому что, когда наши действия желанны Творцу, молитва исполняется еще до того, как мы попросим. И сказано (Тэилим 145, 18): «Близок Всевышний ко всем зовущим его, ко всем, кто обращается к нему по-настоящему» (то есть с полным осознанием того, что только Он может помочь). Чего и желаю всем нам.
С уважением, Яков Гельфман
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Бенцион Зильбер
Так вечен Завет или нет?
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Ашер Кушнир
Что лучше: быть в постоянной злобе или снять сексуальное напряжение?
Рав Ашер Кушнир
Я изучаю каббалу уже лет 5…
Рав Яков Гельфман
Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?
Рав Элияу Тавгер,
из цикла «Уроки по РАМБАМу. Молитва»
Рав Яков Гельфман
В чем конкретные преимущества его существования?
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
У мира есть несколько стадий. Поколение, жившее до потопа, тратило время на недостойное поведение.
Рав Моше Пантелят
Почему человек не может «насытиться» и ощутить покой? Потому что кормит свою душу не тем, что она просит.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его