Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Среди 42 стоянок, которые прошли евреи в пустыне, были 17, о которых, кроме названия, ничего не известно - ни даты, ни точного месторасположения, ни каких-либо событий, произошедших там.
Самое простое решение - сгрести все эти 17 стоянок в кучу и поместить их на один лист.
Текст будет состоять из простого перечисления названий, с редкими вставками скупой информации.
Вопрос в том, какая иллюстрация будет сопровождать этот "краткий путеводитель"?
Поместить карту синайского полуострова - недостаточно художественно.
Изобразить лагерь в пустыне - уже было, даже дважды.
Нарисовать идущую многомиллионную колонну - такая иллюстрация будет на следующем листе, где будут собраны мидрашим о переходах.
Шо делать-то?
Надо как-то элегантно "обогнуть" проблему. Даже две проблемы: во-первых - неинтересный текст, а во-вторых - абсолютно неинформативная иллюстрация, служащая "подкладкой" для этого текста.
Ну, если решить проблему не получается, то надо от нее убежать - как говорят по-русску, "сделать ноги".
Давайте представим, что мы смотрим художественный фильм о событиях в пустыне.
Что будет происходить на экране в тот момент, когда голос за кадром будет перечислять эти самые семнадцать стоянок?
Точно! На экране будут идущие ноги, вид сбоку, крупный план.
Быстренько - эскизик (никому, кроме автора, непонятный):
Это еще ассоциируется с древними изображениями, на которых всегда все идут вбок, выстроившись в очередь (видно, так у них было принято):
Так, идея есть. Теперь - детали.
Обувка.
В период странствий по пустыне еврейский народ (все, кроме колена Леви) были наказаны "нидуем" за поклонение золотому тельцу. Значит, ходили без обуви (как положено тому, на кого наложен "нидуй"). Но человеку, отправляющемуся в дорогу - разрешается обувать обувь, даже под "нидуем". Значит - в переходах между стоянками шли обутые.
Какая обувь?
Самое простое для иллюстратора - не задумываясь, нарисовать "как принято". А принято, что обувью древним евреям служили "сандалей Танах". Но тут есть нестыковочка. Дело в том, что то, что сегодня называется "танахическими сандалиями", имеет своим прообразом римские сандалии. А нам нужон фасон пустыни, т.е. примерно 1300 лет до того, как вышеуказанная обувка вошла в моду.
Вся домашняя утварь тамошних евреев, скорей всего, была похожа на египетскую (по принципу "с кем поведешься - с тем и наберешься"). Но вот к одежде и обуви это никак относиться не может: написано же, что не поменяли язык, имена и одежду. Значит, штиблеты были точно не египетские. То есть, не такие:
И не такие:
И даже не такие (хоть и красивые):
Ну что ж, будем искать еврейские калоши. Где-то я такие видел... Вспомнил. В иллюстрациях к мишнает р. Йони Герштейна. Интересно, какими источниками он пользовался? Звоним Йони. Получаем ответ: Тиферес Исроэль. Проверяем. Зарисовываем.
Теперь неплохо было бы найти еще и археологические источники.
Нашли:
Все точно: кожаные язычки, в которые вдеваются шнурки, подошва, прошитая по периметру - перед нами настоящие "сандалей Танах", а не модная подделка. Обратите внимание - закрытый носок слегка загнут вверх, а его форма не такая остроконечная, как у соседних народов.
А вот и рисунок того времени:
Разные фасоны, но у всех - множество ремней, в отличие от египетских шлепанцев (максимум - два ремня, сходящиеся спереди) и шумерских "кожаных носков" (вообще без ремней).
Теперь можно начать рисовать.
Берем тонированную бумагу и "состариваем" ее всеми подручными средствами:
На нее наносим карандашный рисунок:
Белым карандашом подчеркиваем свет:
Ну и "коврик" - облако, которое стелилось под ногами:
Всё.
Фрагмент:
Всего-то два дня работы.
Теги: Иллюстрации, Кухня