Темы: Испытание, Общение, Гнев, Исправление качеств, Самосовершенствование, Зеев Гершензон
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Пожалуйста, подскажите, что конкретно нужно делать, чтобы научиться говорить спокойно и мягко?
Здравствуйте,
Действительно очень важно владеть своими чувствами, говорить со всеми спокойно и мягко. Рамбан[1] пишет, что благодаря этому человек может избавиться от гневливости — одного из самых негативных качеств.
Как и работа над любыми другими своими качествами и склонностями, работа по приобретению этого свойства — умения говорить спокойно и мягко — непроста, может занять долгие годы. И потребует от нас определенных усилий. Например, рассказывают, что рав Шломо Волбе (благословенна память праведника!) относительно много времени проводил возле зеркала, работая над своей улыбкой. Ведь, как сказано в трактате Пиркей Авот[2], очень важно принимать каждого человека с приветливым выражением лица, с улыбкой.
Чтобы начать контролировать свои эмоции, следует выработать в себе определенное отношение к различным ситуациям, с которыми мы встречаемся в жизни. Особенно, к тем, которые вызывают гнев. Ежедневно оценивайте свою нынешнюю реакцию в тех или иных ситуациях и сравнивайте её с желаемой. Так выработается понимание, как вести себя в подобной ситуации в следующий раз. Когда тот самый следующий раз наступит — не исключено, что, несмотря на все старания, отреагировать должным образом сразу не получится. Не стоит отчаиваться. Снова и снова проделывая эту работу, мы приобретаем это важное качество…
Надо помнить, что каждую подобную ситуацию Творец посылает как испытание — для того, чтобы дать нам возможность духовно вырасти. И чем больше усилий человек прилагает для того, чтобы выдержать это испытание, — тем больше будет награда.
Говоря о гневливости (а она — корень неспособности говорить спокойно и мягко), Рамбам[3] советует постараться «впасть» в противоположную крайность. И приучить себя не гневаться даже в тех случаях, когда положено гневаться. Тем не менее, есть ситуации, когда проявление гнева необходимо — например, при воспитании детей или при руководстве группой людей. Рамбам предлагает поступать в такой ситуации следующим образом: только внешне показывать, что разгневан[4], но внутренне — оставаться спокойным, не гневаться на самом деле.
Маараль из Праги в своем комментарии на Тору, Гур Арье, следующим образом комментирует слова «…не поверили Мне и не явили святость Мою…»[5], которые Всевышний говорит Моше и Аарону после того, как Моше-рабейну ударил по скале, чтобы извлечь воду:
«…удар по скале — проявление гнева и неверия. Ведь тот, кто верит в Б-га, испытывает только радость. Именно в этом — основа веры: тот, кто верит в Него и уверен в Нём — пребывает в радости (так как человек в любой ситуации знает, что все деяния Всевышнего — абсолютное добро). А там, где есть гнев, — нет веры. И то, что по скале ударили дважды, — показывает на недостаток уверенности в Нём. И это известно: тот, кто не относится к Всевышнему с полной верой, — пребывает в гневе и напряжении…»
Видимо, нам надо извлечь из этого урок и для нашего общения с другими людьми. Тот, кто верит в Него и уверен в Нём, — пребывает в радости и спокойствии, не переживает и не гневается на других. Ведь он знает, что всё в мире управляется Всевышним и, в любом случае, все, что происходит, — к лучшему.
С уважением, Зеев Гершензон
[1] В своей знаменитой Игерет Рамбан — Послании к сыну в Барселону.
[2] 1-я глава, 15-я мишна
[3] Мишнэ Тора, раздел Ильхот Дэот 2:3.
[4] Т.н. «гнев лица».
[5] Бэмидбар, 20:12.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
О человеческих характерах и о том, как надо себя вести. Из раздела «Законы образа жизни».
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Бенцион Зильбер
Простить несправедливую обиду или требовать извинения?
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Ашер Кушнир
В еврейской мысли нет идеи миссионерства.
Хана Лернер
Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»
Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...
Рав Зеев Гершензон
Победа возможна?
Рав Авраам Елин
Рав Зеев Гершензон
И о музыке в более узких аспектах?
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?