Темы: Ашкеназы, Нусах, Сидур, Молитва, Рав Бенцион Зильбер
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемые рабоним! Я уже несколько лет соблюдаю Тору и мицвот, а недавно, слава Б-гу, пошёл учиться в ешиву. Буквально недавно узнал, что мой прапрадедушка по маминой линии молился по нусаху («варианту» молитв, принятому в той или иной еврейской общине), отличному от того, по которому молился я до сих пор. Дедушка многое значит для меня и сыграл не последнюю роль в моей тшуве. Скажите, пожалуйста, как мне лучше поступить и на что обратить внимание при выборе нусаха. Спасибо и всех благ вам! N.
Ответ:
Уважаемый N.!
Может быть, объясните, кто Ваши дедушки по отцовской линии, т.е. каких обычаев они придерживались, какого обычая придерживался Ваш прадедушка по маминой линии, какой обычай в ешиве, в которую Вы вошли. Жду ответа, тогда смогу ответить на Ваш вопрос.
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Вопрос:
Здравствуйте, р. Бенцион! Спасибо, что ответили. Дело в том, что у бабушки нашлись некоторые вещи предков и начали возникать вопросы. 1) Нашелся сидур (молитвенник) и махзор (сборник молитв на определенный праздник). Молитвенник нусаха сфарад. 2) В эту пятницу нашел ручной тфилин. Маленький. На мешочке 2 буквы, ח и ה . Тфилин завязан по традиции ашкеназ (узелок вместе с петелькой — внутрь). А еще год стоит 1898, я сразу вычел 13 лет, и никого не нашли, но если вычесть 12, получается год рождения прабабушки Хаи (буква совпала), но это очень странно. Все эти родственники жили в Екатеринославле (Украина). В 20 года переехали в Москву, там, кажется, хоральная синагога, молилась по нусаху сфарад, тогда это объяснит сидур. Мой папа нееврей, и дедушка тоже. В ешиве, где учусь, — нусах ашкеназ. Спасибо за помощь. N.
Уважаемый N.,
Между прочим, из Вашего письма еще не однозначно ясно, по какому нусаху молился Ваш дедушка. Когда он был в Хоральной синагоге, он молился, как все — по нусаху сфарад. А какой был его коренной нусах, мы так и не знаем. Но предположим, что его коренной нусах был нусах сфарад.
Рав Моше Файнштейн зацал (второй том Орах Хаим, 24) пишет, что определенно, человек, чья семья молилась по нусаху сфарад, но который привык молиться по нусаху ашкеназ, может продолжать молиться по нусаху ашкеназ. Рав Файнштейн аргументирует это так: предки всех ашкеназских евреев, в том числе и тех, которые молятся по нусаху сфарад, когда-то (300-400 лет назад) молились по нусаху ашкеназ. С появлением движения хасидизма многие из хасидов заимствовали элементы из нусаха сфаради — нусаха сефардских евреев. И это стало называться нусах сфарад. В действительности это сочетание частично нусаха ашкеназ и частично — нусаха сефардских евреев, который, в частности, приводит Рамбам в своей книге Мишне Тора (конец книги Аhава). Так как предки такого человека в любом случае молились по нусаху ашкеназ, получается, что он возвращается к своей прошлой традиции. Так пишет рав Моше Файнштейн зацал.
Когда ученик входит в ешиву, очень важно, чтобы он полностью слился с ешивой и вёл себя во всем так, как все остальные ученики. Поэтому молитесь так, как Вы привыкли — по нусаху ашкеназ, как и все ученики ешивы.
Удачи Вам в учебе.
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Читайте также: тема Сидур — еврейский молитвенник
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Устной Торы.
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Бенцион Зильбер
Он был ашкеназом, переехал в Ташкент из Украины еще до войны...
Рав Бенцион Зильбер
Рав Натан Агрес
Откуда взялись разные обычаи?
Залман Симха Левин
Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере
Рав Берл Набутовский
Люди забыли, как нужно обращаться к Царю Царей...
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография выдающегося законоучителя, духовного лидера своего поколения
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Рав Александр Красильщиков
Несущественное отличие?
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Бенцион Зильбер
Чей нусах предпочесть — их или свой?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его