Темы: Запреты, Каббала, Изучение Торы, Тума, Ашер Кушнир
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныНедавно прочёл очень религиозную статью, осуждающую изучение Каббалы. Не пойму, какая вам разница, кто что учит? В чём причина такого отношения?
Да, Вы правы, Мудрецы Торы против изучения Каббалы, вырванной из контекста единства Торы. Они строго предупреждали не входить в «скрытое» без должного намерения и подготовки, а тем более не делать это из праздного любопытства, желая получить удовольствие от познания.
Но почему так строго?
На первый взгляд, какая им разница, чем человек занимается. Вот он поинтересовался буддизмом, потом стоял на голове по системе йогов, кришнаизм попробовал — и ничего… Что же плохого в том, что теперь он хочет Каббалой заняться?
Утверждают мудрецы Каббалы, что в отличие от любого другого рода духовной практики, где всё предоставлено самому человеку, и действительно является личным делом самого человека, занятие Каббалой не столь безобидно и может причинить большой вред самому человеку, а как следствие — и всему миру.
Вред человеку
АРИЗАЛь на слова Теилим (50:16) «И негоднику сказал Творец, что тебе к книге закона Моего» комментирует так: «Знай, что изучение Торы и хорошие поступки, которые делает человек, пока он остается негодником, не только не прибавляют ему духовной чистоты, но наоборот усиливают силы зла…». То есть, изучение Каббалы и произнесение святых имен, когда человек живёт жизнью далёкой от святости и даже без малейшего представления об этом, не только ничего не улучшит, а, наоборот, только пробудит в нём до этого не изведанные силы зла…
Факты говорят за себя. Попробуйте познакомиться с теми, кто уже успел серьезно продвинуться в «учёбе». Вы, как правило, встретите людей гордых и высокомерных, совершенно запутавшихся даже в простых понятиях Каббалы, не говоря об азах жизни, зачастую уже разведённых или ещё не разведённых, а порой даже не совсем душевно здоровых…
Вред миру
Чтобы понять, почему так важно, чтобы к Каббале не прикасались, по-видимому, лучше привести аргументы из самой Каббалы.
Попробую коротко пересказать вам часть предисловия из книги «Пэтах Шеарей Шамаим», написанной рабби Яаковом Гилелем, главой йешивы каббалистов «АхаватШалом».
РАШБИ в книге Зохар (ВаЯкхель, стр. 203), АРИЗАЛь в «Шаар ХаКаванот» (стр. 62), РАШАШ в Сидуре (стр. 97) подробно разъясняют важный принцип духовных миров, связанный с понятиями кдуша и тума. (Духовные силы, которые приводят к Творцу, духовная чистота, называется — кдуша, а силы, которые препятствуют приближению к Творцу, духовная нечистота, называется — тума).
В момент, когда появляется желание кдуши подняться к Творцу и поднять за собой весь мир, тут же побуждается желание тумы прилепиться к кдуше. То есть, любое движение сил добра по направлению к Творцу тут же пробуждает силы зла пойти по тому же пути, чтобы всё испортить.
Далее автор приводит примеры, как подобное взаимодействие сил происходило на протяжении всей истории человечества.
С сотворением Первого Человека, пробудился нахаш — он же Сатан, он же «дурное начало», суть тумы, чтобы сбить Адама с прямого пути исполнения повеления Б-га.
Так было и с Ноахом после потопа, когда Сатан подтолкнул его первым делом посадить виноградник. В результате он напился вина, опозорился и принёс проклятие в этот мир.
Так же было после получения Торы, когда народ Израиля находился на вершине духовного подъёма. Тут же появился Сатан и перемешал их радость с грехом Золотого Тельца. И затем подобное происходило во всех поколениях.
Когда АРИЗАЛь раскрыл сокровенные тайны мира, несмотря на запрет, который установили мудрецы, распространились его труды и попали в руки нечестивых. Как результат — беда, которая постигла еврейский народ с появлением лжемессии — Шабтая Цви. И из-за этих и других «сумасшествий» раввины Европы строго запретили занятия Каббалой, оставляя её исключительно мудрецам.
Ближе к нашему поколению, около 150 лет назад, было дано свыше большое пробуждение праведникам и мудрецам Торы поселиться в Земле Израиля. И оставив все нажитое, несмотря на огромные трудности, приехало в необжитые края много великих раввинов с Запада и Востока. Они искали духовного подъема в чистом воздухе и атмосфере святости Израиля, возможности исполнения мицвот, связанных с земледелием. И… тут же появилась группа людей, которая захотела на том же месте, на земле святой, построить страну не святую, страну «как у всех», без Торы, без какой-либо связи с Б-гом и его повелениями…
И вот в нашем поколении, когда мы, несомненно, очень близки к приходу Машиаха, и, как то сказано в книге Зохар, именно в это время, раскроются все источники мудрости, то есть, скрытая часть Торы — Каббала, тут же появилось подобие нахаша, чтобы украсть пробуждение со стороны кдуша — святости и повлиять со стороны тумы. Унюхав святое и чистое (в Каббале), бросились на неё люди недостойные, пустые и поверхностные, погруженные с головой в туму. Они занялись секретами Торы, позоря и издеваясь над скрытым в её словах, фантазируя, что понимают что-либо, превращая свет в тьму, святость в пустоту…
Это краткий ответ из самой Каббалы, почему изучение самых сокровенных секретов Мироздания популярным и комфортабельным образом, является занятием опасным и вредным. И каждый, кто причастен к такой «учёбе», может сам решить для себя, для какой цели он это делает. Хочет ли он принести себе вред или пользу? Что хочет привнести в этот мир: добро или зло? К какому лагерю примкнуть, к силам кдуши или тумы?..
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Рав Ашер Кушнир
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Реувен Куклин
Почему некашерная пища вредит здоровью еврея?
Рав Ашер Кушнир
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Почему Всевышний дал заповедь остерегаться ритуальной нечистоты? Гармония как цель жизни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Ашер Кушнир
Рав Овадья Климовский
Армия и ешиботники
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его