Темы: Мировоззрение, Истина, Суд, Рав Ашер Кушнир
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныКто-то мне сказал, что в Торе написано, что надо идти за большинством. Если вы не заметили, то сейчас большинство евреев — светские. Так почему вы нарушаете ваши же законы и не идёте за большинством?
Предположим, что вы правы, и следует идти за большинством мнений. Но кто составляет это большинство? Обратимся к здравому смыслу и зададим несколько простых вопросов.
Хотелось бы наоборот, но, увы, большинство — бедных.
Кого больше в мире, людей здоровых или больных?
Согласно полной занятости больничных касс и постоянно переполненным больницам, большинство — больных.
Кого больше в мире, людей умных или глупых?
Согласно доле профессоров в общем количестве населения получается, что умных не так уж много. Их совсем мало… даже среди профессоров.
Теперь вы спрашиваете, почему мы не хотим придерживаться мнения бедных, больных и глупых? Надеюсь, и вы ещё раз задумаетесь, стоит ли поддерживать идею автоматического большинства.
А что же касается принципа большинства, упомянутого в Торе, то тут, как всегда, не достаточно услышать, что кто-то что-то сказал, а следует углубиться в понимание Торы. Действительно сказано в книге Шмот (23:2) «…следуй за большинством…», но рамки применения этого правила ограничены.
Устная Тора связывает эту фразу с судопроизводством. То есть, когда появляются разногласия между судьями, Тора обязывает их воспользоваться принципом большинства. Этот же принцип применяют и в спорах между мудрецами.
Повеление следовать за большинством относится к случаю, когда есть сомнение, какое из двух правомерных мнений следует принять. Но там, где никаких сомнений нет, где ясно, как солнце, где истина, а где ложь, — этот закон неприменим. Первый еврей Авраам долго искал истину в мире и, когда она ему открылась, то пошёл против большинства и один противостоял всему миру.
Есть ещё одно условие, которое заодно объясняет, почему этот принцип верен только по отношению к судьям и мудрецам, а не к остальному народу. Принцип большинства применим только в том случае, когда участвующие в споре свободны от какой-либо предвзятости и личного интереса, какими еврейские судьи и мудрецы и должны быть. Но когда ими движет какое-либо пристрастие, то тогда никакой принцип большинства не применим.
Рав Реувен Куклин
В последнее время меня очень волнует тема лжи.
Рав Цви Вассерман
Понимание жизни как служения, полное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальнейшие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.
Рав Ашер Кушнир
Рав Арье Кармель
Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.
Рав Берл Набутовский
Рав Реувен Куклин
Увидеть в чудесах — чудеса?
Рав Яков Шуб
Какие чувства правильно испытывать, узнав о ликвидации группы террористов, готовивших теракты на территории Израиля? Что об этом говорит царь Шломо? А Шмуэль а-Катан? Можно ли благодарить Всевышнего за падение наших врагов?
Рав Овадья Климовский
В чём заключается смысл десяти казней?
Рав Овадья Климовский
Рав Овадья Климовский
Большинство осталось там?
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб отвечает на вопросы: езжу в командировку в город, где нет синагоги, а в доме, где останавливаюсь, висят иконы; как мне там молиться? Можно ли молиться в помещении, где есть предметы идолопоклонства? Какие могут быть варианты?
Рав Овадья Климовский
Я, хоть и верю в это, не могу объяснить хорошо...
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?
Рав Реувен Куклин
Хочу знать и ваш вариант ответа...
Рав Яков Гельфман
Сам Б-г с Моше никогда не говорил?
Рав Яков Гельфман
Почему народ попросил, чтобы Б-г передал заповеди через Моше?