Темы: Хупа, Свадьба, Яков Шуб, Шошвиним, Обычай
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, расскажите, пожалуйста, почему принято, что жених и невеста не идут под хупу сами, а их ведут другие люди? И зачем невеста обходит вокруг жениха?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Вести жениха и невесту под хупу — это давний обычай, который упоминается уже в ранних мидрашах. Сказано, что ангелы Михаэль и Гавриэль вели первого человека, Адама, под хупу (Бэрейшит Рабба 8:13).Ташбец, один из ранних комментаторов, объясняя этот обычай, говорит: поскольку жених уподобляется царю, окруженному свитой, его ведут два человека, один справа, другой слева.
Сегодня людей, которые ведут жениха и невесту под хупу, называют шошвиним, хотя в Гмаре этот термин означает нечто иное (респонс Беэр Моше 3:184).
Обычно шошвиним со стороны жениха — это отец жениха и отец невесты. А со стороны невесты — мать невесты и мать жениха, хотя могут быть и исключения. Отец жениха становится справа от жениха, также и мать жениха становится справа от невесты (Нитэй Гавриэль 17:4). Многие галахические авторитеты полагает, что обычай состоит именно в том, что жениха ведут мужчины, а невесту женщины. И поэтому возражают против того, чтобы родители жениха вместе вели жениха, а родители невесты — невесту (респонсы Даат Софер 2:25, Шевет а-Леви 3:187).
Сначала шошвиним со стороны жениха ведут его к невесте, чтобы он покрыл ее голову фатой (инума), а затем ведут его под хупу и ожидают там появления невесты. Мидраш Пиркей де-Раби Элиэзер (гл.41) говорит, что когда Моше рабейну созывал евреев перед дарованием Торы, он говорил им: «Подымайтесь, уже пришел жених и ожидает, когда приведут невесту под хупу». Поэтому и принято, что жених заходит под хупу раньше невесты. После этого шошвиним со стороны невесты ведут ее под хупу.
Принято, что шошвиним вместе с женихом делают несколько шагов из-под хупы навстречу невесте и возвращаются на место (Шулхан а-Эзер 2:32 (2)). Этот обычай также берет свое начало со времен дарования Торы, поскольку сказано, что Всевышний вышел навстречу евреям (Дварим 33:2), подобно жениху, выходящему к невесте (Раши, Шмот 19:17).
Затем шошвиним жениха отходят назад, а шошвиним невесты обходят с ней вокруг жениха семь раз (в некоторых общинах три раза) (Кицур Шулхан Арух 147:4). Намек на этот обычай можно найти уже в Книге Зоар (Тикунэй Зоар 13). Обходить принято против часовой стрелки (А-Нисуин ке-Илхатам 12, прим. 151).
После этого невеста становится по правую руку от жениха, как сказано: «…царица стоит по правую руку твою (в золоте офирском)» (Тэилим 45:10). На иврите последние буквы этих слов (ницва шегаль л-иминэха — hэй, ламед, каф)составляют слово кала (каф-ламед-hэй — «невеста») (Арух а-Шулхан 62:9). Затем начинается основная часть свадебной церемонии.
В заключение следует отметить, что не все эти обычаи приняты у сефардских евреев, поэтому им лучше уточнить у своего раввина.
С уважением, Яков Шуб
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Исроэль-Меир Лау
Почему хупу ставят под открытым небом? Еврейская свадьба.
Толдот Йешурун
Рав Бенцион Зильбер и отцы жениха и невесты ведут его под хупу.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Исроэль-Меир Лау
«Дружка» по-еврейски. Почему именно жених идёт навстречу невесте?
Рав Бенцион Зильбер
Как наличие Ктубы влияет на детей?
Рав Овадья Климовский
Я имею в виду, в самом начале кто это сделал и зачем?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
р. Ури Калюжный
В чем величие еврейской пары, стоящей под хупой?
Неизвестный автор
Ученики ешивы Толдот Йешурун: Михоэль Нишлюк, Нахум Залазник и Залман Гальперис с шошвиним.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его