Оглавление
Шовиним — те, кто сопровождает жениха и невесту под хупу во время еврейской свадебной церемонии. «Шошвиним» — это множественное число, слово в ед.ч. «шошвин» — по-еврейски «дружка». Честь быть шошвиним обычно предоставляют родителям — самым близким людям жениха и невесты. Если же родителей нет, выбирают другую пару, близких и любимых людей. Желательно, чтобы шошвиним были женаты первым браком — это добрый знак для молодых. По традиции, шошвиним держат в руках горящие свечи вплоть до самого окончания церемонии.
Откуда взялся обычай шошвиним [↑]
Вести жениха и невесту под хупу — это давний обычай, который упоминается уже в ранних мидрашах. Сказано, что ангелы Михаэль и Гавриэль вели первого человека, Адама, под хупу (Берешит Рабба 8:13).
Ташбец, один из ранних комментаторов, объясняя этот обычай, говорит: поскольку жених уподобляется царю, окруженному свитой, его ведут два человека, один справа, другой слева.
Согласно принятому сегодня обычаю, еще до того, как взойти под хупу, жених в сопровождении своих шошвиним, подходит к сидящей на кресле (на символическом «троне») невесте, чтобы закрыть её лицо фатой. Обычно по обе стороны от невесты стоят ее шошвиним, которые затем ведут невесту под хупу, где ее уже ожидает жених.
Почему именно жених идёт к невесте?
Есть в этом намёк на Дарование Торы. Тогда тоже произошло бракосочетание между Самим Всевышним и народом Израиля, а «шошвин» тогда был один — Моше Рабейну.
Сказано в Торе: «И вывел Моше народ навстречу Б-гу». Мидраш Пиркей де-Раби Элиэзер(гл.41) объясняет: когда Моше Рабейну созывал евреев перед дарованием Торы, он говорил им: «Подымайтесь, уже пришел жених и ожидает, когда приведут невесту под хупу» —потому что Всевышний пришёл уже на назначенное место к «невесте», народу Израиля.
Поэтому и принято, что жених заходит под хупу раньше невесты.
А в память о том, что Всевышний спустился в огне на гору Синай, установился обычай освещать происходящее под «хупой» огнём свечей.
Ещё один смысл этого обычая — выражение надежды на осуществление слов Мегилат Эстер: «У евреев был свет, и радость, и веселье, и слава». А еще один мидраш говорит, что зажжение свечей в честь жениха и невесты вносит гармонию в жизнь молодой пары. Каким образом? В теле жениха — 248 органов, невесты — 252. Гематрия слова нер (свеча) — 250, то самое число, что находится ровно посредине между числами 248 и 252, числами жениха и невесты. Так что зажигание свечей выражает стремление к единству, стремление найти золотую середину.
Кого выбрать в шошвиним и каков порядок церемонии [↑]
Обычно шошвиним со стороны жениха — это отец жениха и отец невесты. А со стороны невесты — мать невесты и мать жениха, хотя могут быть и исключения.
Отец жениха становится справа от жениха, также и мать жениха становится справа от невесты (Нитэй Гавриэль 17:4).
Многие алахические авторитеты полагает, что обычай состоит именно в том, что жениха ведут мужчины, а невесту женщины. И поэтому возражают против того, чтобы родители жениха вместе вели жениха, а родители невесты — невесту (респонсы Даат Софер 2:25, Шевет а-Леви 3:187).
Сначала шошвиним со стороны жениха ведут его к невесте, чтобы он покрыл ее голову фатой (инума), а затем ведут его под хупу и ожидают там появления невесты. После этого шошвиним со стороны невесты ведут ее под хупу.
Принято, что шошвиним вместе с женихом делают несколько шагов из-под хупы навстречу невесте и возвращаются на место (Шулхан а-Эзер 2:32, 2). Этот обычай также берет свое начало со времен Дарования Торы, поскольку сказано, что Всевышний вышел навстречу евреям (Дварим 33:2), подобно жениху, выходящему к невесте (см. Раши, Шмот 19:17).
Затем шошвиним жениха отходят назад, а шошвиним невесты обходят с ней вокруг жениха семь раз, в некоторых общинах — три раза (Кицур Шулхан Арух 147:4). Намек на этот обычай можно найти уже в Книге Зоар (Тикунэй Зоар 13).
Обходить принято против часовой стрелки (А-Нисуин ке-Илхатам 12, прим. 151).
После этого невеста становится по правую руку от жениха, как сказано в Псалмах Давида: «…царица стоит по правую руку твою (в золоте офирском)» (Теилим 45:10). На иврите последние буквы этих слов — «ницва шегаль л-иминэха» — («hэй», «ламед», «каф») составляют слово «кала» — «невеста» (Арух а-Шулхан 62:9).
Затем начинается основная часть свадебной церемонии.
В заключение следует отметить, что не все эти обычаи приняты у сефардских евреев, поэтому им лучше уточнить у своего раввина.