Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что нужно знать о еврейской помолвке?

Темы: Помолвка, Еврейские знакомства, Шидух, Свадьба, Яков Шуб

Отложить Отложено

Уважаемый раввин, расскажите, пожалуйста, о еврейской помолвке.

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Первым этапом в создании еврейской семьи является шидухин.

Шидухин — процесс знакомства молодых людей до того момента, как они решают пожениться. Этот этап является подготовительным к заключению брака.

В Талмуде (Кидушин 12б) сказано: запрещено жениться на женщине без предварительного этапа знакомства — шидухин, поскольку это является нескромным.

Если в конце шидуха молодые люди принимают решение стать мужем и женой, часто устраивают праздничную церемонию, помолвку. Часто она даже сопровождается трапезой, хотя это не обязательно. Сегодня многие называют эту церемонию эрусин. Однако следует отметить, что это название не совсем правильное. Его не следует путать с частью свадебной церемонии, называемой [в Талмуде] эрусин, когда женщина посвящается в жёны.

Некоторые называют эту церемонию помолвки ворт, что в переводе с идиш означает «слово», т.е. сторона жениха и сторона невесты как бы дают друг другу слово о том, что молодые люди поженятся. Иногда две семьи делают ворт в узком кругу близких родственников, а уже потом устраивают отдельную праздничную церемонию, на которую приглашают гостей.

Распространён обычай во время праздничной церемонии помолвки подписывать договор об обязательствах по организации свадьбы, которые стороны жениха и невесты принимают на себя (Нахалат Шива 8-9). Этот договор называется тноим («условия»). Поэтому многие также называют праздничную церемонию помолвки — тноим. После подписания договора принято делать киньян судар в присутствии двух кошерных свидетелей, с помощью этой процедуры стороны принимают на себя условия договора (Рамо, Хошен Мишпат 207:16). Часто на такую церемонию приглашают уважаемого раввина, которому предоставляется честь зачитать договор.

Некоторые подписывают тноим непосредственно перед свадебной церемонией. Хотя подписывать их в день свадьбы не имеет особого смысла, это всё-таки делают — для того, чтобы жених и невеста получили благословения, которые упомянуты в тексте договора (Эмет лэ-Яаков, Эвен а-Эзер 49). Другие вообще не подписывают такой договор.

В некоторых общинах принято, что во время помолвки жених говорит диврэй Тора (Шулхан а-Эзер 1, стр.47).

Один из распространённых обычаев также: жених дарит невесте подарок во время помолвки (Маген Авраам 444: 9). Часто принято, что и невеста дарит жениху подарок. Кроме того, распространённый обычай: перед свадьбой невеста дарит жениху талит, которым он будет пользоваться после свадьбы (Сдэ Хемед, Хупа вэ-Кидушин 11).

Во время церемонии помолвки после прочтения тноим принято, чтобы матери или другие родственницы или близкие жениха и невесты разбили тарелку (Элия Рабба, Орэх Хаим 560:6, Мишна Брура 560:9). Это делают в память о разрушенном Храме. Когда был разрушен Храм, мудрецы постановили, что при любом радостном событии должен быть знак, напоминающий о разрушении Храма. Это показывает, что наша радость не может быть полной, пока нет Храма. Храм является местом Б-жественного присутствия в этом мире, и пока его нет, мы в определённой мере соблюдаем законы траура.

Разбивают глиняную или керамическую тарелку (При Мэгадим, Мишбэцот Заав 560:4). Рав Хаим Воложинер (Кетэр Рош 114, 115) объясняет этот обычай тем, что такую тарелку, разбив, уже невозможно восстановить. Поэтому следует проявлять большую осторожность и стараться не расторгать помолвку.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме

«Эйрусин»

Рав Исроэль-Меир Лау

Как происходит еврейская «помолвка»? Обычаи, связанные с эрусин.

Мы приняли решение пожениться, а потом я передумал...

Рав Бенцион Зильбер

Я имею право разорвать помолвку?

Эйрусин — помолвка

Рав Авраам Коэн

Сегодня « эйрусин » — это взаимное обязательство жениха и невесты вступить в брак. Однако в эпоху Талмуда было различие между « эйрусин » (или «кидушин») и «нисуин» — «свадьбой», то есть вступлением невесты в дом жениха. Со временем это различие исчезло: «кидушин» и «нисуин» осуществляются в рамках единой свадебной церемонии. На фото — празднование эйрусина ученика ешивы Толдот Йешурун р. Александра Фурмана

Эйрусин Мойше Хаима Каца

Реувен Цукерман

Абсолютный рекорд по времени между приездом из Москвы до женитьбы, поставил Мойше Хаим. Меньше года! (На балконе у семьи Гдалевич).


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его