Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как офицер Советской Армии должен был произносить благословение коэнов — босиком или в сапогах?

Темы: Благословение коэнов, Обувь, Рав Яков Шуб

Отложить Отложено

Во время службы в Советской армии у меня была такая ситуация. Мы, офицеры-евреи, иногда собирались молиться. Делали это тайно, по известным причинам. Меня, как единственного коэна в воен. городке просили произносить биркат коаним (благословение коэнов). Я снимал сапоги и произносил благословение босиком. Недавно я узнал, что нет требования снимать высокую обувь, а можно выполнять биркат коаним обутым, правда ли это?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Достойно уважения Ваше старание соблюдать заповеди даже в таких непростых условиях, как в Советской Армии.

Заповедь коэнам благословлять евреев — это заповедь из Торы, она выполняется и в наше время, и даже за пределами Эрец-Исраэль (Шаарей Циюн 128:137), как сказано (Бэмидбар 6:23): «Так благословляй сыновей Израиля». Виленский Гаон говорит, что благословение коэнов совершенно и содержит упоминание всего, что необходимо человеку.

В Талмуде (Сота 40а) сказано, что коэнам необходимо снять обувь, когда они благословляют молящихся. Причина постановления — опасение, что если у коэна порвется ремешок, которым в те времена завязывали обувь, то он постесняется благословлять в таком виде и отойдет оттуда, где другие коаним произносят благословение, чтобы поправить ремешок. Из-за этого люди подумают, что он не благословляет вместе со всеми, поскольку с его родословной есть проблема, из-за которой ему запрещено благословлять. На нашем сайте есть даже короткометражный фильм на эту тему Почему коэны благословляют народ босиком?.

Это постановление распространяется на любые виды кожаной обуви независимо от того, есть там ремешки и шнурки или нет, а также на любую некожаную обувь с ремешками и шнурками (Бейт Йосеф, Мишна Брура 128:15). Однако строго по букве закона оно не распространяется на высокие сапоги. А некоторые галахические авторитеты «устрожают» — требуют снимать сапоги, если они сделаны из кожи (Шулхан Арух, Рамо 128:5).

Даже те, кто разрешает произносить благословение коэнов в высоких сапогах, согласны, что это не относится к сапогам, в которых обычно человек ходит по улице. Ведь они пачкаются в грязи, и стоять в них перед людьми — неуважение к общине (При Хадаш, Мишна Брура 128:18). В любом случае, сегодня принято, что все коаним снимают любую обувь перед благословением (респонс Зэра Эмет 14, Минхат Ицхак 10:11).

Следует отметить, что это относится только к обуви. Снимать носки нет необходимости, т.к. обычно в присутствии уважаемых людей без носков не ходят (Мишна Брура 128:18).

Что касается непосредственно Вашего вопроса: современные галахические авторитеты обсуждали различные ситуации, в которых по некоторым причинам коэнам приходится оставаться в обуви, в частности, пожилым или больным (например, когда у коэна протезы и т.п.; респонс Минхат Ицхак 10:11, Игрот Моше 2:32, Циц Элиэзер 14:11). Очевидно в Вашей ситуации, когда необходимо было молиться тайно, приняли бы во внимание следующие обстоятельства: речь шла о высоких сапогах, и тем более, их носил офицер, в обязанности которого входит, чтобы сапоги были всегда начищены. В любом случае, насколько я понимаю, в данный момент этот вопрос не имеет практического значения.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его