Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Хотел бы иметь своеобразную «Памятку для музыканта»: в какие дни, как и что можно петь и играть?

Темы: Еврейский календарь, Траур, Работа, Музыка, Рав Давид-Йеуда Вертлиб

Отложить Отложено

Хотел бы иметь своеобразную «Памятку для музыканта»: в какие дни, как и что можно петь и играть. Благодарю заранее за ответ. Ариэль

Отвечает рав Давид-Йеуда Вертлиб

Уважаемый Ариэль,

В нашей Традиции существует ряд ограничений и запретов, связанных с памятью о различных печальных и трагических событиях в истории еврейского народа. В память о них в определённые периоды мы соблюдаем некоторые законы траура, «уменьшаем» радость, и постановления наших мудрецов и обычаи направляют нас в этом. Прослушивание музыки, пение и игра на музыкальных инструментах доставляют радость, поэтому ограничения распространяются и на это. Хотя, конечно, сразу следует оговорить, о ком идет речь: о любителе — человеке, который занимается музыкой ради удовольствия, или профессиональном музыканте, для которого музыка является источником дохода.

Кроме субботы и праздников, когда существует прямой запрет играть на музыкальных инструментах и прослушивать музыку в записи, ограничения на занятия музыкой распространяются на период между 17 тамуза и 9 ава — это период осады и разрушения Первого и Второго Храмов, а также на время сфират а-омер — период между праздниками Песах и Шавуот, когда еврейский народ потерял тысячи выдающихся знатоков Торы — учеников раби Акивы.

Что касается сфират а-омер, в разных общинах существуют разные обычаи. Наиболее распространены два из них. Некоторые не начинают траур до начала месяца ияр, а с новомесячья ияр скорбят до Шавуота (некоторые прекращают траур за 3 дня до Шавуота). Исключение составляет Лаг ба Омер — 33-ий день омера. По другому обычаю траурные дни начинаются сразу после Песаха и заканчиваются на 34-ый день омера. В эти дни на музыкальных инструментах запрещено играть любителю или профессионалу, который нерегулярно занимается музыкой. Профессиональному же музыканту, основное занятие которого — музыка, разрешается играть и репетировать. Также разрешается преподавать ради заработка и обучаться музыке, если речь идет о профессиональном обучении (Игрот Моше, ч.3, п.87). В любом случае, даже если игра на инструменте разрешена, следует постараться по возможности сократить участие в публичных мероприятиях, доставляющих радость, например, посещение увеселительных вечеров с песнями и танцами с музыкальным сопровождением. Петь или слушать пение, не сопровождающееся игрой на музыкальных инструментах, большинство законоучителей разрешает, лишь некоторые поским запрещают это. Однако многие стараются не петь и не слушать музыку в дни счета омера и бейн а-мецарим, особенно, если это музыка веселая, под которую тянет танцевать.

Разрешается напевать во время молитвы и изучения Торы, так как это может усилить кавану (сосредоточение). Также можно петь во время трапез, связанных с выполнением заповедей, например, с обрезанием, выкупом первенца, окончанием изучения трактата Талмуда и т.п. Некоторые законоучители считают, что на такие трапезы можно приглашать музыкантов, некоторые — запрещают. Также нельзя устраивать репетиции праздничных мероприятий с музыкой, песнями и танцами, которые будут проходить после траурных дней.

Все сказанное относится также к периоду «между теснин» — бейн а-мецарим, но только до начала месяца ав. С 1 ава до полудня 10 ава траур еще строже, и даже профессиональному музыканту разрешается выступать только в крайнем случае — если нет возможности получить отпуск на этот период, или это приведет к потере заработка, или вызовет негативное отношение начальства и коллектива, в котором он работает. Если не удается получить отпуск на все десять дней, нужно постараться, хотя бы, не играть в ту неделю, на которую выпадает пост 9 ава.

И последнее — холь а-моэд, полупраздничные дни в Песах и Суккот. Было бы правильным для профессионального музыканта взять отпуск на эти дни, даже если это связано с финансовыми потерями, так как на деньгах, заработанных в эти дни, нет благословения. Работать разрешается только ради заработка, если в этом есть большая необходимость.

С уважением, Давид-Йеуда Вертлиб

Материалы по теме

Только учиться и не работать противоречит Мишне?!

Рав Натан Агрес

Еврейский календарь

Рав Ицхак Зильбер

Лишь в 18 веке немецкому физику Карлу Гауссу удалось вывести формулу вычисления даты еврейского календаря, выпавшую на определенную дату общепринятого. За тысячи лет до этого еврейский календарь абсолютно точно синхронизировался с солнечным в соответствии со знаниями, полученными Моше на Синае (и позднее записанными в Талмуде).

Что говорят мудрецы о музыке в системе мироздания?

Рав Зеев Гершензон

И о музыке в более узких аспектах?

Чтобы понять и постичь 32. В чем смысл еврейских похоронных и траурных церемоний?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Этот мир является проходным двором в мир грядущий. Поэтому мы относимся к смерти близких с печалью, но без излишнего отчаяния. Похоронные церемонии согласно иудаизму должны быть простыми и достойными.


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше