Темы: Злословие, Хафец Хаим, Изучение Торы, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, я бы хотел, чтобы на мой вопрос ответил рав Климовский Овадья (если это возможно), если нет, всё равно жду ответа. Можете дать основные законы, связанные с изучением Торы и с запретом Лашон-Ара (злословия)? Д.
Шалом, уважаемый Д.!
Для ответа на Ваш вопрос мы вновь воспользуемся слегка переработанными цитатами: по теме лашон а-ра — из готовящейся к печати книги рава И. Сильвера Мишпэтэй а-Шалом, а по теме изучения Торы — из книги Кицур Шулхан Арух в русском переводе на нашем сайте. Разумеется, приведенные отрывки призваны лишь приоткрыть окошко в мир Галахи, так как даже эти цитаты из сокращенных сборников пришлось дополнительно сократить. Для серьезного изучения Галахи желательно обратиться к подробным книгам, таким, как Шулхан Арух (законы изучения Торы обычно учат, используя также Шулхан Арух а-Рав) и Хафец Хаим — эта книга, которую написал один их великих Учителей последних поколений, рабби Исроэль Меир а-Коэн, полностью посвящена законам лашон а-ра и подробно их разбирает. Вышло в свет изложение этой книги на русском, разделенное на ежедневные уроки и дополненное примерами из современной жизни.
Об изучении Торы
1. После молитвы следует установить время для изучения Торы. Необходимо, чтобы оно было постоянным, чтобы не переносить изучение Торы на другое время даже ради большой прибыли. А если человек должен сделать что-то совершенно неотложное, пусть перед этим выучит, по крайней мере, один стих или одну галаху, затем завершит свое дело, а после этого восполнит пропущенное занятие.
2. Всякий еврей обязан учить Тору, будь он бедным или богатым, здоровым или больным, юношей или глубоким старцем. И даже нищий, побирающийся по домам, обязан установить себе время для изучения Торы днем и ночью. Рамбам (Законы изучения Торы 1:8) пишет: «… даже женатый человек, у которого есть дети, обязан установить себе время для изучения Торы днем и ночью, как сказано: И повторяй ее днем и ночью».
Тот же, кто совсем не способен к учению, или кому это никак не удается из-за множества неотложных дел, пусть снабжает всем необходимым тех, кто учится, и ему это будет засчитано, как будто он учился сам. Это вывели наши мудрецы, благословенной памяти, из стиха «…радуйся, Звулун, выходу своему, а Иссахар — в шатрах своих» (Дварим 33, 18). Звулун и Иссахар объединились: Звулун занимался торговлей и содержал Иссахара, чтобы у того было время заниматься Торой. Поэтому в стихе упоминается сначала Звулун, а потом уже Иссахар — поскольку Иссахар учил Тору только благодаря Звулуну.
То же самое мы находим в Мишне: «Шимон, брат Азарьи, сказал (…)». Шимон имеет значение как будто не сам по себе, а только как брат Азарьи, поскольку Азарья занимался бизнесом и снабжал всем необходимым своего брата Шимона, который учил Тору. И они условились между собой, что часть награды Шимона за изучение Торы будет принадлежать Азарье.
И при всем этом каждый обязан приложить все силы, чтобы заниматься Торой хотя бы немного каждый день и каждую ночь.
3. Тому, кто не в состоянии заниматься только Торой, а устанавливает определенные часы для ее изучения, следует в эти часы изучать законы, которые применяются чаще всего, которые обязан знать каждый еврей. Также следует посвятить часть времени историям из Талмуда, Мидрашам и книгам Мусара (еврейской этики), основа которых — на вершинах святости, в словах учителей наших, благословенной памяти; эти истории и книги помогают ослабить йецер а-ра («дурное стремление»). И счастлив тот, кто посещает постоянный урок Торы и никогда не пропускает своего часа занятий, изучая данные евреям заповеди изо дня в день. И всякому, кто учится больше установленного времени, добавляют блага с Небес.
4. Если во время занятий человеку необходимо выйти, пусть не оставляет книгу раскрытой, поскольку из-за этого он забывает выученное.
5. Нужно внимательно следить за тем, чтобы все, что учишь, произносить вслух и слышать, как сказано: «Да не отходит эта книга Торы от уст твоих, и размышляй о ней (произноси ее)…» (Йеошуа 1, 8). И всякий, кто учит Тору вслух, даже если он не понимает, что говорит, выполняет заповедь изучения Торы. И поэтому все, а не только те, кто серьезно учится, произносят утром благословение на Тору, прежде чем прочесть стихи из нее, а также те, кого публично вызывают к чтению Торы. И каждый, кто учит Тору и не может понять ее только потому, что ему не хватает мощи интеллекта, удостоится понять ее в будущем мире.
Рамбам пишет (там же, 11), что стоит поделить время, которое человек выделяет себе для изучения Торы, на три части, чтобы изучать отдельно Письменную Тору, Устную и учиться интерпретировать их. Однако в наше время многое изменилось, и стоит посоветоваться со своим раввином, что именно изучать в те часы, которые вы отвели себе для этого, так как у каждого может быть своя специфическая ситуация.
О запрете злословия и сплетен
Мудрецы объясняют, что есть несколько вещей, которые приносят в мир страшные бедствия и страдания: убийство, прелюбодеяние и идолопоклонство. Но злословие хуже, чем все они вместе взятые. Ведь слово может не только убить одного человека, но и уничтожить целые народы. Для того, кто знаком с историей еврейского народа, это не выглядит преувеличением. В качестве примера можно привести историю с мераглим (разведчиками), которых послали в Землю Израиля во времена Моше. Вернувшись в стан, они рассказали об этой Земле так, что многие евреи испугались и не захотели двигаться дальше. Все это, как известно, привело к страшным последствиям — все взрослое поколение умерло в пустыне (в течение 40 лет). Всем известно, что незадолго до этого многие евреи нарушили запрет идолопоклонства и стали поклоняться золотому тельцу. И, тем не менее, только после истории с мераглим был вынесен страшный приговор всему еврейскому народу. В трактате Йома сказано, что и Второй Храм был разрушен только после того, как люди стали ненавидеть друг друга и злословить. Так что от последствий этих преступлений мы страдаем до сих пор.
1. Поскольку запрет лашон а-ра (злословия) не похож на другие запреты, в результате нарушения которых в мире происходят видимые изменения, например, на запрет воровства и убийства, бейт-дин (еврейский суд) не наказывает человека за его нарушение. Однако это не делает вину нарушителя меньше.
2. Тот, кто сплетничает и злословит, автоматически присваивает себе грехи тех, о ком рассказывает. Его же собственные заслуги в тот же момент переходят к этим людям.
3. Даже если вы не разговариваете с людьми, которые злословят и распространяют слухи, этого недостаточно. Следует также удалиться от того места, где они живут или собираются пообщаться.
4. «Секта злословящих» (т.е. люди, постоянно и привычно произносящие лашон а-ра) не удостаиваются увидеть Шхину (Б-жественное присутствие). Нельзя жить рядом с такими людьми, и, тем более, находиться в их обществе и слушать их речи.
Законы о лашон а-ра
1. Что относится к лашон а-ра?
— Любая негативная информация о другом человеке, даже если это правда.
— Любые слова, которые могут причинить другому физический или денежный ущерб, оскорбить, огорчить или напугать его;
— Даже если человек предполагает, что никакого ущерба тому, о ком говорят, нанесено не будет, и даже если это чистая правда, в любом случае, Всевышний не желает, чтобы один еврей говорил плохо о другом.
2. Произносить лашон а-ра запрещено и мужчинам, и женщинам, и нет здесь никаких облегчающих обстоятельств, связанных со временем, местом, возрастом или положением в обществе. Родители, в свою очередь, обязаны объяснять детям, как (и почему) нужно следить за своей речью. Они не имеют права закрывать глаза на то, что дети пересказывают сплетни или слушают их.
3. Лашон а-ра — любая отрицательная информация о человеке. Например: о том, что делали его предки или другие родственники; о его делах в прошлом; о нарушениях в сфере «между человеком и Всевышним» и «между человеком и его ближним»; о дурных качествах его характера или дурных наклонностях. А также, если человек сообщает, что кто-то не помог ему, или указывает на недостаток у кого-то мудрости, профессионализма, смелости, богатства и т.д. И даже если он плохо отзывается о вещах другого человека, например, говорит, что у того товары плохого качества, — все это лашон а-ра.
4. Запрещено произносить лашон а-ра о любом еврее: мужчине, женщине, пожилом человеке. И даже о ребенке запрещено рассказывать, если из-за этих слов ему будет причинен ущерб или если он понимает уже достаточно, чтобы обидеться или застыдиться, услышав это. И неважно, близкий это человек или чужой, друг или враг. Запрещено злословить как об уважаемом человеке, так и о том, кого все презирают; как о мудреце Торы, так и о невежде; как в его присутствии, так и у него за спиной.
5. Мудрецы прошлых поколений ввели правило не говорить дурное о мертвых, даже если те были невеждами, и, тем более, о мудрецах Торы. Тот, кто нарушил это правило, должен раскаяться и принять на себя пост. Суд может также приговорить его к денежному штрафу. Но самое главное — это раскаяние и просьба о прощении на могиле того человека.
6. Разрешается критиковать и порицать того, кто не следует постановлению бейт-дина.
7. Нельзя хвалить другого человека в присутствии того, кто увидит в ваших словах насмешку или оскорбление. Например, если кто-то расхваливает своего товарища, который посвящает учебе два часа в день, его похвала — не что иное, как насмешка (если известно, что его друг может посвятить учебе гораздо больше времени).
8. Когда два человека вместе рассказывают дурные вещи о другом, это звучит более убедительно, поэтому и вина этих людей гораздо больше. Нельзя сравнивать свидетельство двоих человек, на которых полагается бейт-дин, с разговором на улице. Даже если несколько человек расскажут вам о проступках или дурных качествах своего товарища, нельзя принимать их слова всерьез без особых на то оснований (и без проверки).
9. Запрещено злословить и распространять ненужные слухи не только устно, но и письменно, т.е. запрещено сообщать подобную информацию в любом виде. Неважно, в какой форме ее передают, главное, что она в себе несет.
10. Нельзя произносить лашон а-ра о другом человеке, даже не называя его имени, когда есть большая вероятность того, что люди поймут, о ком речь (через какие-то детали или интонацию), или если через некоторое время всем станет ясно, о ком шла речь.
11. Если человек только намеком указывает на дурные качества другого, например, мимикой, жестами или интонацией, это называется авак лашон а-ра, буквально «пыль злословия» (более тонкое проявление). И это также запрещено.
12. Иногда люди говорят: «Кто бы мог подумать, что этот человек достигнет таких высот…». Несмотря на то, что многие воспримут это как похвалу, говорить так запрещено, поскольку эти слова содержат намек на проблемы и недостатки человека в прошлом.
13. Высказывание типа «Я не хочу рассказывать Вам, что сделал Хаим…» тоже несет в себе скрытое злословие, авак лашон а-ра. Ведь сразу ясно, что Хаим что-то натворил.
14. Нельзя расхваливать другого человека в присутствии того, кто относится к нему с презрением, и, тем более, в присутствии того, кто ненавидит его. Это правило действует и в случае, когда существует даже небольшая вероятность того, что недоброжелатель присутствует при разговоре (например, когда в этом месте находится много людей).
15. Даже в присутствии друзей нельзя слишком расхваливать человека, ведь это может привести к обратной реакции и кто-то из присутствующих начнет все опровергать. Но если речь идет об известном всем своей праведностью человеке, так поступать не запрещено. (В этом вопросе все зависит от статуса, возраста, положения в обществе, места жительства и т.д. Иногда то, что является похвалой для одного, для другого будет оскорблением).
16. Человек, который смеется и шутит, не имея в виду при этом задеть или оскорбить кого-то своими речами, также нарушает запрет лашон а-ра. Все зависит от того, что подумают люди, а не от того, что в имел в виду рассказчик.
17. Выражение, которое можно понять двояко, лучше не употреблять в присутствии человека, который всегда ищет какой-то злой умысел во всех словах и действиях.
18. Запрещено не только произносить лашон а-ра, но и слушать его и верить в то, что вам рассказали. Есть мнение, что запрещено слушать все то, что относится к категории «злословие», даже если человек не верит услышанному. Отсюда следует, что дурные разговоры в любом случае отрицательно влияют на духовный мир человека. И неважно, кто говорит: взрослый или ребенок и т.п.
19. Если в вашем присутствии начали произносить лашон а-ра и у вас нет возможности уйти в другое место, нужно закрыть уши руками или воспользоваться наушниками. Если так поступить неудобно, то необходимо своим видом показать, что вы не одобряете происходящее, или, по крайней мере, постараться просто не слушать, о чем говорят
20. Нет разрешения слушать лашон а-ра, даже если отказ слушать приведет к потере работы.
Одна из выпускниц семинара организовала встречу для всех учениц, закончивших школу пять лет назад. Это был незабываемый вечер, пробудивший глубокие чувства всех присутствующих. Сара зашла в зал и увидела, что за одним из столов сидят «лучшие» ученицы школы. Неожиданно Ривка, которая сидела за тем столом, встала и пересела на другое место. Это выглядело так, будто она не хочет слушать разговоры, которые велись за тем столиком. «Наверняка они опять сплетничают», — подумала Сара и решила выбрать место подальше от их стола.
Рахель, сидевшая за тем же столом, была человеком с сильным характером. Как только она услышала, о чем разговаривают «лучшие», она встала и высказала все, что думает по этому поводу, какие запреты они нарушают и к чему все это может привести, а потом ушла от них.
Лея решила применить другой прием, чтобы не ссориться. Она подошла к микрофону и подняла очень интересную тему. Сразу несколько женщин поддержали ее и включились в обсуждение.
К сожалению, Шуламит до сих пор оставалась рядом за тем столиком. Ее одолевало любопытство. Она понимала, что поступает не совсем правильно, и поэтому все время внушала себе, что не будет верить тому, что говорят подруги.
В чем была ошибка Шуламит? Она не знала, что ее самовнушения недостаточно. В подобной ситуации ей разрешалось бы оставаться на месте только при особой необходимости, когда было бы очевидно, что полученная информация вскоре будет очень востребована (например, если речь идет о злой шутке, которую запланировали подруги, или о ложном слухе и заговоре).
21. Даже если отрицательная информация исходит от человека, которому вы доверяете, и его слово для вас равнозначно показаниям двух кошерных свидетелей, в наше время запрещено полностью полагаться на его слова. Закон о таком уровне доверия, по мнению больших галахических авторитетов, был действителен только во времена Талмуда. Близкие родственники, жена, дети и родители тоже не приравниваются к «двум свидетелям, дающим показания на суде».
22. Даже если в городе всем известно о случившемся и все связывают это с конкретным человеком, запрещено принимать эти слухи как что-то достоверное и истинное. Пока все точно не выяснится, разрешается принять необходимые меры предосторожности, чтобы предотвратить возможный ущерб, но не более того.
23. Запрещено принимать на веру лашон а-ра, даже если человек сообщил какую-то информацию «просто так», не стремясь очернить другого или разжечь ссору.
Законы о сплетнях
1. Нужно знать важное правило: все, что запрещено как лашон а-ра, запрещено также и как сплетни. Однако есть разговоры, которые не запрещены как лашон а-ра, (например, не содержат отрицательной информации), но все равно не разрешаются из-за запрета сплетничать.
Что означает «сплетничать»? Человек ходит от одного к другому и рассказывает: «Этот сказал о тебе так-то», «Тот сделал тебе так-то», «Я слышал, что такой-то человек поступил (или собирается поступить) с тобой таким-то образом».
Даже если это чистая правда и даже если в этом нет ничего предосудительного — запрещено сообщать любую информацию, которая может пробудить гнев, разжечь ссору или вызвать у человека ненависть (или другие дурные чувства) к тому, о ком говорят. Это запрещено, даже если они и так уже ненавидят друг друга, а тем более — если относятся друг к другу хорошо.
Даже если сплетник не будет отрицать, что сказал эти слова, и будет уверен в правильности своего поступка, сплетня остается сплетней.
2. Запрещено рассказывать человеку о том, что кто-то сказал что-либо дурное о его жене, детях или близких, поскольку обычно это расстраивает человека.
3. Если человека спрашивают прямо: «Что он обо мне говорил?», «Как он поступил по отношению ко мне?», нужно уклониться от ответа, или, в крайнем случае, дать ответ, который можно истолковать по-разному. Если же человек видит, что уклончивый ответ не принимается, то он имеет право (и это даже доброе дело) несколько «изменить истину» ради мира между людьми. Но при этом ни в коем случае нельзя клясться.
4. Даже если человек считает, что кто-то поступил правильно, все равно нельзя рассказывать то, что может вызвать ненависть, возмущение или критику. Например, нельзя хвалить чью-то жену или компаньона за то, что они дали вам ссуду или цдаку. (Ведь, возможно, человеку придется не по нраву, что с ним не посоветовались и т.п.). В этом есть примесь сплетни.
5. Не следует говорить: «Я слышал, что ты сказал обо мне…». Человек может догадаться, кто поведал вам об этом, что впоследствии приведет к конфликту.
6. То, что было рассказано только вам или в таком месте, где никто другой не мог услышать, нельзя передавать другим до тех пор, пока вы не удостоверитесь: рассказчик не возражает, чтобы эта информация стала доступна другим людям.
Когда может быть разрешено произносить или слушать то, что обычно является лашон а-ра?
1. В некоторых случаях, как правило, для того, чтобы предотвратить какую-то несправедливость или непоправимую ошибку, разрешается сообщить «отрицательную» информацию, но при обязательном соблюдении следующих условий:
1) Разрешается рассказывать только то, что человек видел сам. То, что человек сам не видел, разрешено сообщать, если имеются абсолютно достоверные факты, подтверждающие это событие.
2) Нужно тщательно проверить, как этот поступок рассматривается в законах Торы. Ведь если он не запрещен, человек обязан оправдывать того, кто его совершил. (Например, если кто-то рассказал, что отец Хаима не был настолько сведущ в той или иной сфере, или о действиях Хаима многолетней давности, в которых проявился его непрофессионализм, по Торе запрет лашон а-ра не был нарушен. Это может быть нарушением, только если разговор приведёт к ущербу, например, если разговаривают с начальником Хаима на работе).
3) Сначала нужно попытаться предотвратить ущерб другим способом (не рассказывая о проступках человека и не подключая к делу других людей).
4) Нужно проверить, не приведет ли это к еще худшим последствиям. Иногда громкие публикации и распространение слухов могут принести человеку больше вреда, чем наказание, которое полагалось бы ему, если бы дело рассматривалось в еврейском суде — бейт-дине.
5) Прежде, чем рассказывать другим людям, необходимо поговорить с самим человеком в мягкой форме и попытаться объяснить, в чем тот не прав и что так поступать не следует.
6) Нельзя преувеличивать и приукрашивать.
7) Вся цель — это помочь другим людям. Если человек рассказывает о случившемся потому, что в нем горит ненависть к нарушителю или он наслаждается, когда чернит других, — нарушается запрет Торы. (Иногда в человеке смешиваются разные чувства, но нельзя скрывать от других то, что может их спасти, даже когда внутри есть искры ненависти или дурные мысли).
2. Когда существует причина, по которой разрешается рассказывать о недостатках другого человека, необходимо указать на нее. Это позволит слушателю правильно воспользоваться полученной информацией и избежать различных нарушений. Первый же при этом снимает с себя всяческие подозрения.
3. Разрешается говорить лашон а-ра о тех, кто разжигает споры, порождающие в среде народа Израиля ненависть и распри. Но это разрешено только при условии, что человек поступает так с целью успокоить людей и восстановить мир.
4. Иногда бывает полезно рассказать что-то обеим сторонам. Например, когда человек собирает сведения о потенциальном женихе (невесте) или собирается открыть с кем-то совместный бизнес, разрешается расспрашивать о кандидате в женихи (компаньоны) других людей, чтобы узнать, насколько тот подходит для вас. Разрешается расспрашивать и выяснять даже у нескольких человек, чтобы понять, каковы его характер и качества. Это разрешено, т.к. человек делает это для своей личной пользы, чтобы избежать ущерба. При этом нужно сообщить тем, кого он расспрашивает, какова цель расспросов. Если же они сообщат отрицательную информацию — нельзя принимать их слова на веру, а можно лишь опасаться, что в них есть какая-то доля правды. Тот же, у кого выясняют, должен стараться говорить лишь то, что собеседнику действительно будет полезно услышать, и не преувеличивать недостатки. Кроме того, ему запрещено рассказывать то, о чем его не спросили — ведь нельзя предпочитать одну сторону другой. Однако о таких недостатках, которые явно нельзя проигнорировать, можно рассказать, выполняя заповедь «не стой на крови ближнего твоего».
5. Разрешается выслушать все, что говорит встревоженный, обиженный и обеспокоенный человек, чтобы поддержать его. Но не нужно сразу принимать на веру то, что он говорит в этот момент, ведь сейчас он не может полностью контролировать свои эмоции и речь. Нельзя забывать, что очень часто после того, как человека выслушают, он успокаивается и не рассказывает каждому встречному о том, что произошло. Если цель слушателя — успокоить и, тем самым, остановить лашон а-ра, это тоже считается добрым и нужным делом.
Госпожа Розенберг работает учительницей в школе. Однажды она вернулась домой мрачная и сердитая. Муж сразу заметил что-то неладное, но решил подождать, пока жена сама не расскажет о том, что случилось. Она долго сдерживалась и не хотела ничего рассказывать, но через некоторое время раздражение и боль начали выходить наружу. Все, что происходило в доме, раздражало ее, каждое слово и движение излучало злость. Когда обстановка стала совсем невыносимой, муж подошел к ней и сказал: «Так не борются с накопившейся болью и злостью, тебе нужно открыть свое сердце и снять с себя тяжелый груз». Она согласилась с супругом, но сказала, что если расскажет, в чем дело, это будет лашон а-ра. Тогда господин Розенберг позвонил знакомому раввину, и жена рассказала тому о случившемся в общем, без деталей. Ответ раввина был таким: «Поскольку цель жены — не сообщать нехорошие вещи о директрисе школы, а только поделиться с мужем и получить поддержку (а ведь муж тоже знает, что в подобном случае нельзя все принимать на веру), разрешается рассказать ему о случившемся. Выслушать жену, когда она находится в таком состоянии, для мужа будет считаться мицвой».
Еще раз хотим напомнить, что привели здесь далеко не все существующие законы, касающиеся обозначенных вопросов. Удачи Вам в их изучении!
С уважением, Овадья Климовский
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Немного о лашон а-ра
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Хафец Хаим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Подробный комментарий на раздел «Орах Хаим» Шульхан-Аруха
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Злословит тот, кто говорит о достойных порицания недостатках ближнего, даже если говорит правду.
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Овадья Климовский
Армия и ешиботники
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Хафец Хаим
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Запрет злословия»
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его