Темы: Рав Реувен Куклин, Благословения, Биркат аМазон, Еда, Хлеб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. Такой вопрос, если хлеб поел на работе, сказать Биркат а-Мазон нету времени, можно ли через 3-4 часа сказать дома?
Уважаемый…,
Есть две (основные) проблемы в том, чтобы произнести Биркат а-Мазон дома через 3-4 часа после того, как ели хлеб на работе:
1. Мишна в трактате Брахот (51 б) говорит: "До каких пор можно благословлять (после приёма пищи)? До тех пор, пока не переварится пища". Объясняет Талмуд (53 б), что время "пищеварения" – до тех пор, пока человек не проголодается снова. Далее Талмуд утверждает, что в любом случае время переваривания пищи продолжается не менее 72 минут (по мнению Раши, речь здесь идёт только о трапезе, в результате которой человек насытился).
Основываясь на этих словах Талмуда, постановляет Шульхан Арух (Орах Хаим 187:5): "До каких пор можно благословлять? До тех пор, пока пища не переварится. Какова длительность (переваривания пищи)? До тех пор, пока не почувствует себя человек (снова) голодным после этой трапезы. С тех пор, как человек вновь почувствовал голод, он не может благословлять. Несмотря на то, что пища ещё не переварилась окончательно (с того момента, как человек почувствовал себя голодным), считается, как будто пища переварилась окончательно (и он не может благословлять)".
В книге Зот а-Браха говорится, что, поскольку непросто установить точное время, с которого человек начинает снова ощущать голод после приёма пищи, следует стараться прочесть Биркат а-Мазон в течение 72 минут после трапезы. Если же прошло более 72 минут, но человек ещё не чувствует себя голодным, говорит Зот а-Браха, постфактум всё ещё можно произнести последнее благословление на хлеб, но не на другую пищу.
2. Биркат а-Мазон следует произносить именно в том месте, где ели хлеб. Однако, если, произнося первое благословление на хлеб (а-Моци), человек намеревается продолжить трапезу в другом месте, то ему разрешается продолжить трапезу в другом месте и там же произнести Биркат а-Мазон. При этом следует съесть, по крайней мере, ке-заит хлеба там, где человек собирается произнести Биркат а-Мазон.
Поэтому в Вашем случае можно посоветовать при благословении а-Моци иметь в виду, что Вы собираетесь продолжить трапезу дома, после окончания основной трапезы на работе продолжать через определённые интервалы времени (менее 72 минут) есть кусочки хлеба так, чтобы не проголодаться, а по приходе домой съесть ке-заит хлеба и произнести Биркат а-Мазон.
Дополнительный совет – произнести краткое благословление, если время позволяет. Такое благословление можно произносить при условии, что действительно нет возможности прочесть обычный текст Биркат а-Мазон.
Привожу текст сокращенной Биркат а-Мазон:
ברוך אתה ה' א-לוהינו מלך העולם הזן את העולם כולו בטובו בחן בחסד וברחמים הוא נותן לחם לכל בשר כי לעולם חסדו ובטובו הגדול תמיד לא חסר לנו ואל יחסר לנו מזון לעולם ועד בעבור שמו הגדול הי הוא א-ל זן ומפרנס לכל ומטיב לכל ומכין מזון לכל בריותיו אשר ברא ברוך אתה ה' הזן את הכל. נודה לך ה' אלוקינו על שהנחלת לאבותינו ארץ חמדה טובה ורחבה ונתת לנו ברית ותורה ולחם לשובע ועל הכל אנחנו מודים לך ברוך אתה ה' על הארץ ועל המזון. רחם ה' עלינו ועל ישראל עמך ועל ירושלים ועל מלכות בית דוד משיחך ותגדיל מהרה כבוד הבית ותנחמנו בכפלים. ברוך אתה ה' בונה ברחמיו ירושלים אמן. ברוך אתה ה' אלוקינו מלך העולם הא-ל אבינו מלכנו המלך הטוב והמטיב לכולנו הוא הטיב הו נטיב הוא ייטיב לנו הוא גמלנו הוא גומלנו הוא יגמלנו לעד בחסד ובחן וברחמיו ויזכנו לימות המשיח. עושה שלום במרומיו הוא יעשה שלום עלינו ועל כל ישראל אמן.
Перевод:
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, Который даёт пищу всему миру. В Своей милости, любви и сострадании Он даёт пищу всему живому, ибо милость Его вечна. И по Его великой доброте не было у нас недостатка в еде и пусть не будет никогда; потому что ради Имени Своего великого Он питает и обеспечивает всех и творит добро каждому, и заботится о пище для всех творений Своих, которые создал. Благословен Ты, Г-сподь, питающий всех.
Возблагодарим Тебя, Г-сподь, Б-г наш, за то, что дал Ты в наследственный удел отцам нашим землю желанную, прекрасную и просторную, и дал нам знак, и Тору, и хлеб досыта, и за всё это мы благодарим Тебя. Благословен Ты, Г-сподь, за землю и за пищу.
Сжалься, Г-сподь, над нами, и над Израилем, народом Твоим, и над Иерусалимом, и над царством дома Давида, помазанника Твоего, и возвысь скорее славу Храма, и утешай нас неоднократно. Благословен Ты, Г-сподь, строящий по милосердию Своему Иерусалим. Амен.
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, Отец наш, Царь наш, Царь благой и дарующий благо всем нам, Он делал, Он делает, и Он будет делать нам благо; Он воздавал, воздаёт и будет воздавать нам добром вовеки – в любви, и сострадании, и благосклонности, и Он сделает нас достойными времён Машиаха. Творящий мир в Своих высотах, Он дарует мир и нам, и всему Израилю. Амен.
С уважением,
Реувен Куклин
Смотрите:
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Яаков Типограф,
из цикла «Кашрут в странах СНГ»
Как соблюдать кашрут, находясь в непростых условиях бывшего СССР?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Яков Шуб
Есть ли какая-то замена хлебу и маце?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Комментарии к молитве, фонограммы видеоуроков»
Рав Реувен Куклин
Толдот Йешурун,
из цикла «Еврейские молитвы. Перевод сидура»
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Что такое еда и какова ее функция в нашей жизни. В чем сущность самой идеи еды?
Рав Натан Агрес
Разве не достаточно сказать «спасибо» один раз?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его