Темы: Наказание, Раскаяние, Грех, Давид, Шауль, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемый Овадья Климовский. Очень благодарна Вам за ответ — пусть благословит Вас Всевышний. Вот уже несколько недель ищу ответ на один вопрос: почему Б-г отринул Саула и отверг царство его (1Цар 13:14, 15:23), а Давид назван «мужем по серцу Б-га» и царство его будет из рода в род. В Писании упоминается только о грехе непослушания Саула, в то же время Давид тоже много грешил, но Г-сподь не сокрыл Своего лица от него. Почему за разные грехи Г-сподь по-разному наказывает? Как знать, что грех прощен? С благодарностью и уважением, дочь Юрия Юлианна
Здравствуйте, уважаемая Юлианна!
Спасибо за Ваши пожелания и интересные вопросы.
1. Рав Хаим Шмулевич, один из великих мудрецов и специалистов по еврейской этике последних поколений, писал об этом так. Грехи Давида, какими бы они ни были, являлись лишь следствием влияния дурного начала, которое есть у всех. И самый большой праведник не застрахован от того, что однажды споткнется на чем-нибудь и согрешит[1]. Но те, на первый взгляд, незначительные промахи царя Шауля были продуманы и поэтому, по сути, являлись бунтом против Всевышнего. Как упрекал его Шмуэль, «послушание дороже жертв». Сознательное неподчинение Б-гу гораздо опаснее одноразового «срыва». Кстати, если говорить о наказании, то царь Шауль всего лишь потерял право передать трон своим потомкам (и то еще не было ясно, перейдет царство к другой династии при жизни его сыновей или позже), в то время как царь Давид подвергался довольно серьёзным наказаниям. Однако царство потерял именно Шауль. Есть и еще одно объяснение, почему таково было решение Творца. Когда царю Шаулю указывали на его неправильное поведение, он всегда находил оправдания. Царь Давид же, несмотря на то, что и он не поступал совсем спонтанно, как простые люди, и у него было достаточно объяснений, почему он сделал тот или иной поступок, вел себя иначе. Когда пророк указал ему, что он неправ, первой реакцией царя было: «Я согрешил». Царь должен уметь брать на себя ответственность за происходящее, и, несмотря на то, что, как говорят мудрецы, Шауль был величайшим праведником своего поколения, это не было его сильной стороной.
2. А за грех с Бат-Шевой Давид так и не получил прощения при жизни — вернее, Всевышний не показал ему, что он полностью прощен. Поэтому до конца жизни Давид продолжал раскаиваться и переживать из-за этого и старался максимально исправить содеянное. О том, что он полностью чист перед Творцом, стало известно лишь во времена его сына Шломо. Когда тот хотел торжественно начать службу в построенном им Храме, ворота не пожелали открыться. Никакие молитвы и просьбы царя Шломо не помогли, пока он не упомянул заслуги Давида. Как рассказывают мудрецы (Шабат 30а), ворота тут же открылись, а лица ненавистников дома Давида потемнели от злости. А всему народу стало ясно, что Всевышний простил Давиду тот самый грех.
С уважением, Овадья Климовский
[1]Разумеется, чем выше уровень праведника, тем выше уровень его «сопротивляемости» дурному началу. Соответственно, и грехи его не так просто разглядеть простому человеку. Танах сообщает нам о грехах великих людей в такой форме, чтобы мы могли представить, с чем сравним их проступок на нашем уровне. Но на самом деле все гораздо сложнее и тоньше: как правило, за такой проступок обычный человек не был бы осужден вовсе — см. историю Давида и Бат-Шевы.
Читайте:
Велик тот, чьи ошибки можно пересчитать…
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Журнал «Мир Торы»
Грех первого человека — одно из самых грандиозных событий в истории человечества
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Реувен Куклин
Как вы побороли своё дурное стремление?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Жизнеописание Давида
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Хаим Коэн,
из цикла «Ответы на вопросы»
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Биографическая статья рава Р. Пятигорского про Шауля, первого царя Израиля
Рав Михаэль Солганик
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «Шмуэль»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Тора заповедала уважительно относиться к родителям, а также не злословить о ближних. Комментарии к недельной главе.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ки таво»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Бикурим (первинки)
р. Ури Калюжный
По материалам ЖЖ Ури Калюжного
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
В эпоху Храма евреям было заповедано приносить в Иерусалим корзину с первыми плодами
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всевышний не требует, чтобы мы отправились в путешествие за редким фруктом. Ему нужны непосредственные плоды нашей работы.
Рав Авраам Фридман,
из цикла «Недельная глава Торы»
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, иллюстрирующие недельную главу Торы